CA Water-Info

Map | Search | -

Financing of water organizations

The important factor of WMOs sustainability is the financial independence of the organization and its ability to concentrate financial flows and distribute them to the benefit of the basin and its elements. The management system of WMO requires adequate financing so that the organization could fulfill its functions. This is one side of the problem related to the total size of financing WMO.

Another side of the financing problem relates to sources of financing. Most WMOs have limited autonomy and, to a larger degree, depend on central state budget. Those budget allocations vary from year to year, depending on governments priority.

Uzbek WMOs virtually are fully financed from the state budget (Figure 1).



Figure 1. Scheme of financial flow under full financing from state budget

As is well-known from global and regional experiences, to reduce the financial load on the state and create good relationship between provider and user of irrigation services (by changing direction of financial flows) it is advisable to adopt water pricing, where water users pay (usually, partially) for irrigation services of water suppliers. Here, WMOs budget is formed through state budget partially and irrigation fees (in Kyrgyzstan, Tajikistan and Kazakhstan) (Figure 2).



Figure 2. Scheme of financial flow under partial financing from state budget

The other side of WMO financing problem relates to areas of activity that are considered to be prior for financing.

1. Financing of institutional or nonproductive activity (the so called soft measures) that promotes things that were intended. Such activity is the essence of integrated approach to water management. This activity deals with managerial matters, including mechanisms:

  • Reporting and transparency
  • Policy making and planning
  • Development of necessary laws
  • Public participation
  • Monitoring
  • Collection of irrigation fees (not yet adopted in Uzbekistan)
  • Data collection and analysis
  • Research
  • Capacity building
  • Awareness raising
  • Communication

2. Financing needed for routine tasks and for O&M of irrigation and drainage network, rehabilitation of river channel, prevention of weeding, sediment control, i.e. all that is needed for healthy environment in the control area of WMO.

Traditionally, priority is given to the second type of activity. Financing of soft measures is based on the left-over principle, although these measures are substantially cheaper as compared to structural measures.

Author: Mirzaev N.N., SIC ICWC

Формы финансирования водных организаций

Важнейшим фактором устойчивой работы ВХО является ее финансовая независимость, возможность сконцентрировать финансовые потоки и распределять их в интересах бассейна и его составляющих. Система управления ВХО требует адекватного финансирования с тем, чтобы она могла исполнять свои функции. Это – одна сторона проблемы, касающаяся общих размеров финансирования ВХО.

Вторая часть проблемы финансирования ВХО касается источников финансирования. Большинство ВХО имеют ограниченную финансовую автономию и в значительной степени зависят от средств, выделяемых из бюджета центрального правительства. Эти бюджетные ассигнования изменяются от года к году, при определении правительством других приоритетов.

ВХО Узбекистана практически полностью финансируются из госбюджета (рис 1).



Рис. 1. Схема финансовых потоков при полном финансировании из госбюджета

Из мирового и регионального опыта, известно, что, в целях снижения финансового бремени на государство и создания взаимозависимости между поставщиком и пользователем ирригационных услуг (за счет изменения направления финансовых потоков) целесообразно внедрение платного водопользования, при котором водопользователи оплачивают (как правило, частично) ирригационные услуги поставщиков воды. Бюджет ВХО при этом формируется за счет частичного поступления финансов из госбюджета и за счет оплаты ирригационных услуг ВХО (Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан) (рис 2).



Рис. 2. Схема финансовых потоков при частичном финансировании из госбюджета

Третья часть проблемы финансирования ВХО касается того, какие виды деятельности считаются приоритетными при финансировании.

1. Финансирование институциональной или нематериальной деятельности (часто называемой «мягкие» мероприятия), которая способствует осуществлению задуманного – «смазка колес» прогресса. Такая деятельность является сущностью интегрированного подхода к управлению водными ресурсами. Деятельность, которая «смазывает колеса» охватывает решение вопросов управления, включая механизмы

  • Отчетность и транспарентность.
  • Процессы разработки стратегии и планирования.
  • Подготовка необходимых законов.
  • Обеспечение участия общественности,
  • Мониторинг.
  • Сбор оплаты за водные услуги (в Узбекистане платное водопользование пока не внедрено).
  • Сбор и анализ данных.
  • Исследования.
  • Наращивания потенциала организаций.
  • Подъем уровня информированности.
  • Установлений связей.

2. Финансирование, необходимое для решения ежедневных задач и эксплуатационных мероприятий по эксплуатации и техническому обслуживанию гидромелиоративной сети, восстановление русла реки, предотвращение зарастания сорной растительностью и загрязнения, борьба с наносами – это то, что должно быть сделано для поддержания здоровой среды в зоне ВХО и т.д.

Традиционно, приоритет при финансировании отдается второму виду деятельности. Финансированию «мягких» мероприятий осуществляется по остаточному принципу, хотя «мягкие» мероприятия по сравнению с «твердыми», являются неизмеримо дешевыми.

Избранная библиография

Ресурсы