CA Water-Info

Map | Search | -

Institutional measures

The key elements of IWRM are institutional measures that include

  • Organizations
  • Systems of incentives and rules.

Organizations

Institutional measures coordinate activities of people on the way of achieving objectives set before the society, particularly, to ensure more desirable water use. Broad institutional measures aimed at water saving (ownership rights, pricing policy, ) are expedient only in places, where water is rare and highly valued.

Organizations can be in form of hierarchies (public or private bureaucratic structures) or voluntary associations. They exist in water supply systems on both the demand side (users) and the supply side (allocation).

Usually, on the supply side, we find the public bureaucratic structures, such as ministries, basin water organizations (BWO), provincial and district water management organizations, inter-district canal administrations, etc. that control diversion, storage, delivery and distribution of water from irrigation sources. Those structures, as a rule, does not always accountable before water users for quantity and quality of water delivered.

Under centralized approach to water management, organizations on the supply side are usually established according to the administrative principle. In opposite, decentralized method is characterized by hydro-geographical approach, which ignores administrative boundaries.

Under centralized method of water management, water organizations lack divisions that could implement the public participation principle. Therefore, it is necessary to establish and incorporate into the water sector the bodies of joint water governance, i.e. participatory water governance.

At present, attempts are made in water sector practices to overcome that shortcoming; however, it is implemented in such a way that those attempts fail or their effect is very weak.

Systems of incentives and rules

Systems of incentives and rules affect individuals behavior to act in such a way that otherwise they would not do. Those can be in different forms. One of them is financial one, which makes leverage through penalties and encouragement via money reward.

Effective material and moral incentives are required for better water management. The incentives tools include charging for water and competitions between organizations. However, currently, both irrigators and water user do not have incentives for water saving and better irrigation services:

  • State water management organizations, WMO (in the context of water charges) and WUA cannot be interested in water saving as financial receipts for water services provided by WMO and WUA, in essence, depend on quantity of delivered (sold) water the smaller quantity of water is delivered, the lower fee will be collected for irrigation services.
  • Farmers are not interested in water saving as charges for water services provided by WUA and WMO are taken on hectare basis, i.e. this does not depend on quantity of water received by farmer.

WMOs also have no material incentives for better quality of water delivery (i.e. more stable and equitable). Besides, there are also problems with incentives for energy saving in the area of pumping irrigation.

The system of competition between WMOs and inside one WMO, widely practiced in the Soviet period, now has not been working. Last time, competition in CAR in the water-related sphere took place as part of a GEF project in 1998-2000.

Another form is the combination of rules that enable or restrict certain behavior of people in the water use process. The rules include both informal customs and traditions and official laws and regulations that shape behaviors and promote appropriate ones.

WMOs maintain their activities on the basis of rules that include water use rating, control, priority setting, proportionality (social equity), biological optimality, rotation, consideration of all kinds of water (surface water, groundwater, return water) and users, and taking into account of natural conditions.

Author: Mirzaev N.N., SIC ICWC

Институциональные меры

Ключевыми составляющими ИУВР являются институциональные меры, включающие

  • Организации.
  • Системы стимулов и правил.

Организации

Институциональные меры координируют деятельность людей при достижении целей, стоящих пред обществом, в частности, для обеспечения наиболее желательного характера водопользования. Всеобъемлющие институциональные меры, направленные на водосбережение (права собственности, политика ценообразования…), целесообразны только там, где вода является редкостью и ценится очень высоко.

Организации могут иметь вид иерархий (государственные или частные бюрократические структуры) или добровольных объединений и встречаются в системах снабжения водными ресурсами, как на стороне спроса (пользователей), так и на стороне предложения (предоставления).

На стороне предложения, обычно, функционируют государственные бюрократические структуры (например, министерство, бассейновое водохозяйственное объединение (БВО), облводхоз, райводхоз, УМРК и т.д.), контролирующие забор, хранение, доставку и распределение воды из источников орошения. Этим структурам, как правило, не всегда свойственна большая ответственность перед водопользователями за количество и качество водопоставки.

При централизованном методе управления водой организации на стороне предложения создаются, как правило, на основе административного принципа. Для децентрализованного метода характерен гидрографический подход, игнорирующий административные границы.

Недостатком водных организаций при централизованном методе управления водой является отсутствие в них структур, посредством которых можно реализовать принцип общественного участия. Поэтому необходимо создать и инкорпорировать в водный сектор органы совместного руководства водой, то есть руководство водой с участием всех заинтересованных сторон.

В практике водного хозяйства в настоящее время делаются попытки устранить этот недостаток, однако при этом допускаются шаги, которые делают эти попытки или безуспешными или эффект от этих попыток очень слабый.

Системы стимулов и правил

Системы стимулов и правил влияют на индивидуальное поведение, заставляя людей делать то, что они в противном случае делать бы не стали. Данные структуры имеют немало форм. Одна из них – финансовая, предусматривающее принуждение через штрафные санкции и побуждение через денежные вознаграждения.

Для того, чтобы эффективно управлять водой необходимы действенные материальные и моральные стимулы. Инструментами стимулирования являются система платного водопользования и система соревнований между организациями. Однако, в настоящее время стимулов к водосбережению и повышению качества ирригационных услуг нет, как правило, ни у водников, ни у водопользователей:

  • Государственные ВХО (в условиях платного водопользования) и АВП не могут быть заинтересованы в водосбережении потому, что финансовые поступления за водные услуги ВХО и АВП, в принципе, зависят от количества поданной («проданной») воды – чем меньше подал воды, тем меньше будет плата за ирригационные услуги.
  • ФХ не заинтересовано в водосбережении потому, что плата за водные услуги АВП и ВХО проводится, как правило, «погектарным» способом, то есть не зависит от объема воды, полученной конкретным ФХ.

У ВХО нет также материальной заинтересованности в повышении качества водопоставки (стабильность, равномерность). Кроме того, существуют проблемы и с материальным стимулированием энергосбережения в зоне машинного орошения.

Система соревнований между ВХО и внутри ВХО, широко применяемая в советский период, в настоящее время не работает. Последний раз в ЦАР принцип соревнований был применен в рамках проекта GEF в 1998-2000гг.

Другая форма – это совокупность правил, разрешающих или ограничивающих определенное поведение людей, участвующих в процессе водопользования. Правила включают в себя как неформальные традиции и обычаи, так и официальные законы и положения, формирующие поведение людей и способствующие должному поведению.

ВХО осуществляет свою деятельность на основе правил, включающих принципы лимитированного водопользования, контроля, приоритетности, пропорциональности (социальной справедливости*), биологической оптимальности, ротации, учета всех видов вод (поверхностных, подземных, возвратных), учета всех видов водопользователей, учета природно-хозяйственных условий.

* Принцип пропорциональности (социальной справедливости) противоречит принципу экономической оптимальности, при котором достигается максимальная экономическая продуктивность использования воды. Достижение компромисса (гармонии) между принципами социальной справедливости и экономической оптимальности теоретически возможно и практически целесообразно в перспективе путем фиксирования прав на воду и внедрения принципа торговли правом на воду (Австралия).

Избранная библиография

Ресурсы