CA Water-Info

Map | Search | -

Degradation of glaciers

Climate change has a negative effect on the glaciation area in mountain ecosystems, but the speed and nature of such effect is different in the different from one to another mountain region across the world. Such an effect constitutes a particular danger in the Central Asian region situated at the centre of the continent, in the arid zone, away from humid oceanic atmospheric flows.

Climate change in Central Asia first manifests itself in the form of decrease in precipitation in summer and melting of glaciers that represent essential components of feeding of Central Asian rivers.

Depending on the elevation of catchment area, degree and period of its moistening by rainfall, the share of particular sources in feeding rivers varies considerably; consequently, the regime of runoff changes to some extent. For example, the Kyrgyzstan mountain rivers belong to the Tien Shan type with two pronounced phases: spring & summer snowmelt flood (high water) and autumn & winter low water; at that, two peaks are observed during snowmelt flood spring peak (April-June) related to the period of snowmelt in mountains and summer peak (July-September) caused by melting of glaciers and snow patches in high mountain regions.

The main catchment part of the biggest rivers of the region, Amudarya and Syrdarya, is located in mountain and high mountain area. They are chiefly fed by the melt waters of seasonal snow cover; lesser proportion is represented by the glacial and rain waters.

The rivers of the Balhash lake basin (Ili, Aksu, Lepsy, the Ayaguz) also originate in mountains, i.e. on the glaciers of Northern and Eastern Tien Shan as well as of Djungarskoe Alatau. They are typically nourished mainly due to melting glaciers (except for the Lepsy river for which snow and glacial nourishment is typical).

One more Central Asian river having its origin in Tien Shan (Central part) is the Chu river that flows through Kyrgyzstan and Kazakhstan. The glacial-snow feeding is also typical of it.

The major flow (80%) of the Amudarya river is formed at the Pamir-Alay mountains in the territory of Tajikistan, and some part in Northern Afghanistan. The Amudarya river formed by the confluence of the Pyandj and Vahsh rivers unites the basins of the Surkhandarya, Sherabad, Kashkadarya, and the Zarafshan rivers. The basins of the Sherabad and Kashkadarya rivers are located in the territory of Uzbekistan.

The most part of Syrdarya water resources are formed in Kyrgyzstan (Naryn River over 74%); Uzbekistan contributes approximately 14% (Karadarya River); Tajikistan accounts for about 3%; and 9% is contributed by Kazakhstan (Arys and Keles rivers).

In total, there are more than 8000 glaciers in the Tien Shan area. The glaciation area is 7300 km2. The freshwater reserves preserved in mountain glaciers are estimated at 650 bln m3. During the period of 1960-2005 about 100 glaciers disappeared in the Zailiyskiy Alatau (a mountain range in the north-west part of Tien Shan); the glaciation zone of the Western Tien Shan (the Pskem range) decreased by 16.8% for 20 years.

Over 10000 glaciers are found on the Pamir-Alay range on an area of 9820 km2. From 1957 to 2000, that is only within a 43-year period, the water reserves of the Pamir-Alay glaciers decreased by over 25% (according to other sources, more than 1000 glaciers disappeared during the period of 19602005 in the Pamir-Alay territory). And these processes are going on. If breaking down the data by countries it becomes obvious that the glaciers in Tajikistan decreased by 20-30% in the 20th century; the glaciers in Afghanistan (left bank of the Pyandj river) decreased by 50-70%; the area of glaciers in Kyrgyzstan by the year of 2000 had decreased by 14.9% as compared to the 1960s. In total, during the period of 19571980, the glaciers of the Aral Sea basin lost 115.5 km3 of ice (this comes to about 104 km3 of water), which consists almost 20% of the ice reserves in 1957. The main cause of the glaciers destruction (deglaciation) is global warming which is intensified by natural phenomena (pollution of glaciers by dust carried by dust storms from Afghanistan, Iran, China, and deserts of Central Asia), and anthropogenic activity (carry-over of salts and dust from the drained Aral Sea bed: over 1 million ton of salt and sand containing remains of fertilizers from are annually carried out from the dry bed of the Aral Sea to an area of 400,000 km2). Deposition of natural and anthropogenic aerosols on the glaciers and snow covers entails the change of snow and ice reflectance, increases the amount of absorbed solar energy, and accelerates melting process.

According to UNEP, within recent decades the surface air temperature has risen approximately by 0.6 , and by 1.6 in mountain regions. Though, the temperature data for the Central Asian region differ from the worldwide tendency: the highest rate of warming was registered in plain regions, whereas in mountain regions even fall of temperature were registered in some cases. Nevertheless, the fact of systematic increase of average annual surface air temperature is not disputed. Further air temperature increase will accelerate the glacier melting process which in aggregate with decrease in precipitation and increase in water consumption will aggravate the strained situation in the region on a mid-term and long-term horizon. The runoff volume in summer season (July-September) will reduce as the water reserves in glaciers decrease. Considering the existing tendency of glaciation degradation glaciologists have forecasted that the glaciers will completely disappear by the end of the 21st century. As was predicted by Tajikistan specialists, thousands of small glaciers would disappear by 2025, the glacial area would decrease by 20%, and ice reserves would reduce by 25%. As a result, the cumulative runoff of the rivers flowing through the territory of Tajikistan (Zarafshan, Kafirnigan, Vakhsh, and Pyandj) will reduce by 7%. Under the influence of climate change the river runoff volume in the Amudarya river basin will reduce by 10-15% and in the Syrdarya river basin by 6-10% by 2050. Although according to short-range forecasts, rivers water content will increase due to intense melting of glaciers, which in particular will cause intensification of floods and mudflows.

Unequal distribution of water resources is keenly sensed in the light of their rising scarcity, and subsequently intergovernmental confrontation will become more severe. It is natural that in relation this issue the line of battle lies between upstream water-abundant countries and downstream water-stressed countries, or put it otherwise, between hydropower generating countries and countries with irrigated agriculture.

Nevertheless, in spite of all negative forecasts the average annual cumulative river flow in Kyrgyzstan has increased from 48.9 km3 in the period until 1973 up to 51.9 km3 for the period of 1973-2000. In addition, in the territory of Uzbekistan as well as in Kazakhstan no consistent trends indicative of already observed shrinkage of water reserves are revealed. Furthermore, the runoff volume of the rivers of the Balkhash Lake basin in Kazakhstan has increased by 8% in the second half of the 20th century and beginning of the 21st century. The runoff volume increase is mainly caused by degradation of mountain glaciers and inflow of additional volume of melt water. For over 50 years of observations, no considerable transformation of year-to-year and within-year variability of the runoff volume of the main rivers in the Amudarya basin is revealed.

Source: Borisova, E.A. Aspects of the water crisis in Central Asia // History and Modern Times journal, Issue # 1 (15)/2012

Selected bibliography

Деградация ледников

Изменение климата отрицательно влияет на площадь оледенения в горных экосистемах, но темпы и характер такого влияния различен в разных горных регионах мира. Особенную угрозу такое влияние представляет в регионе Центральной Азии, расположенного в центре материка, в аридной зоне, вдали от влажных океанических атмосферных потоков.

Изменение климата в Центральной Азии прежде всего сказывается в виде уменьшения осадков летом и таяния ледников – важных составляющих питания центральноазиатских рек.

В зависимости от высотного положения водосбора, степени и времени увлажнения его осадками доля в питании рек тех или иных источников существенно меняется, в связи с этим в той или иной мере меняется и режим стока. Например, горные реки Кыргызстана относятся к тянь-шаньскому типу с двумя ярко выраженными фазами: весенне-летним половодьем и осенне-зимней меженью, причем в половодье отмечается два пика – весенний (апрель–июнь), связанный с периодом таяния сезонного снега в горах, и летний (июль–сентябрь), вызванный таянием ледников и снежников высокогорья.

Основная водосборная часть самых крупных рек региона – Амударьи и Сырдарьи – расположена в горной и высокогорной местности. Они питаются преимущественно за счет талых вод сезонного снежного покрова; меньший удельный вес составляют воды ледников и дождевые воды.

Реки бассейна озера Балхаш (Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз) также берут свое начало в горах – на ледниках Северного и Восточного Тянь-Шаня, а также Джунгарского Алатау. Для них характерно преимущественно ледниковое питание (за исключением реки Лепсы, для которой характерно снежно-ледниковое питание).

Еще одна река Центральной Азии, берущая свое начало на Тянь-Шане (Центральная часть), – это река Чу, протекающая через Киргизию в Казахстан. Для нее также характерно ледниково-снеговое питание.

Основной сток Амударьи формируется в горах Памиро-Алая на территории Таджикистана (80%) и частично в Северном Афганистане. Река Амударья, образованная слиянием рек Пяндж и Вахш, объединяет бассейны рек Сурхандарьи, Шерабада, Кашкадарьи, Зарафшана. Бассейны рек Шерабада и Кашкадарьи полностью расположены на территории Узбекистана.

Водные ресурсы Сырдарьи формируются в основном в Кыргызстане (река Нарын – свыше 74%); около 14% приходится на Узбекистан (река Карадарья), около 3% – на Таджикистан, на долю Казахстана приходится 9% (реки Арысь и Келес).

Всего на территории Тянь-Шаня насчитывается более 8000 ледников. Площадь оледенения составляет 7,3 тыс. км2. Запасы пресной воды, законсервированные в горных ледниках, оцениваются в 650 млрд м3. За период 1960–2005 гг. на Заилийском Алатау (горный хребет на северо-западе Тянь-Шаня) исчезло около 100 ледников; зона оледенения Западного Тянь-Шаня (Пскемский хребет) за 20 лет сократилась на 16,8%.

На Памиро-Алае насчитывается более 10000 ледников на площади в 9820 км2. С 1957 по 2000 г., то есть всего за 43 года, запасы воды в ледниках Памиро-Алая сократились более чем на 25% (по другим данным, за период 1960–2005 гг. на Памиро-Алае исчезло более 1000 ледников ). И эти процессы продолжаются. Если рассматривать по странам, то ледники Таджикистана за ХХ в. в среднем сократились на 20–30%; ледники Афганистана (левобережье реки Пяндж) – на 50–70%; площадь ледников Киргизии на 2000 г. относительно данных 60-х гг. ХХ в. сократилась на 14,9%. В целом за период 1957–1980 гг. ледники бассейна Аральского моря потеряли 115,5 км3 льда (это примерно 104 км3 воды), что составляет почти 20% запасов льда на 1957 г. Основная причина разрушения ледников – глобальное потепление климата, на которое накладываются природные явления (загрязнение ледников пылью, переносящейся пыльными бурями из Афганистана, Ирана, Китая, пустынных районов Центральной Азии) и антропогенная деятельность человека (вынос солей и пыли с осушенного дна Арала - с территории высохшего дна Аральского моря ежегодно выносится на площадь 400 000 км2 более 1 млн т соли и песка, содержащих остатки удобрений). Осаждение природного и антропогенного аэрозоля на ледники и снежные покровы вызывает изменение отражательной способности снега и льда, увеличивает количество поглощаемой солнечной энергии и усиливает процессы таяния.

По данным ЮНЕП, в последние десятилетия произошло повышение приземной температуры воздуха примерно на 0,6 °С, в горных районах – на 1,6 °С. Правда, температурные данные по центральноазиатскому региону отличаются от общепланетарных тенденций: наиболее высокие темпы потепления были отмечены в равнинных районах, тогда как в горных районах в некоторых случаях наблюдалось даже похолодание. Тем не менее факт планомерного повышения среднегодовой приземной температуры воздуха не оспаривается. Дальнейшее повышение температуры воздуха усилит процесс таяния ледников, что в совокупности с сокращением выпадения осадков и ростом водопотребления усилит напряженную ситуацию в регионе в средне- и долгосрочной перспективе. По мере сокращения запасов воды в ледниках сток летнего периода (июль – сентябрь) будет сокращаться. Учитывая сложившуюся тенденцию деградации оледенения, гляциологи подсчитали, что к концу XXI в. ледники исчезнут полностью. По прогнозам таджикистанских специалистов, до 2025 г. исчезнут тысячи мелких ледников, площадь оледенения сократится на 20%, запасы льда уменьшатся на 25%. В результате суммарный сток рек, протекающих по территории Таджикистана (Заравшан, Кафирниган, Вахш и Пяндж), сократится на 7%. Под влиянием изменения климата к 2050 г. объем речного стока в бассейне реки Амударьи сократится на 10–15% и Сырдарьи – на 6–10%. Хотя в рамках краткосрочного прогноза водность рек за счет усиленного таяния ледников увеличится, что, в частности, приведет к усилению паводковых явлений и селей.

Неравномерное распределение водных ресурсов остро осознается на фоне их растущей ограниченности, а вслед за этим усиливается и межгосударственное противостояние. Естественно, что «линия фронта» в этом вопросе проходит между вододостаточными странами верховья и вододефицитными странами низовья, или – можно сказать и так – между странами гидроэнергетики и странами орошаемого земледелия.

Тем не менее несмотря на все негативные прогнозы, среднемноголетний суммарный сток рек Киргизии увеличился с 48,9 км3 за период до 1973 г. до 51,9 км3 за период 1973–2000 гг. Кроме того, и на территории Узбекистана не выявлено согласованных трендов, указывающих на уже наблюдаемое сокращение водных ресурсов, как, впрочем, и на территории Казахстана. Более того, сток рек бассейна озера Балхаш в Казахстане во второй половине ХХ – начале ХХI в. увеличился на 8%. Увеличение стока в основном происходит в результате деградации горного оледенения и поступления дополнительного объема талых вод. За более чем 50 лет наблюдений также не выявлена существенная трансформация межгодовой и внутригодовой изменчивости стока главных рек бассейна Амударьи.

Источник: Е.А. Борисова - Особенности водного кризиса в Центральной Азии // История и современность. Выпуск №1(15)/2012

Избранная библиография

Монографии и брошюры

Адаптация к изменению климата в горных районах Центральной Азии / Жолдошева Э., Ручевска И., Семерня Л., Даиров И., Кожахметов П., Бариева А., Маскаев А., Митрофаненко Т., Алексеева Н. (2017) 

Аллабердыев Г. - Изменение климата и Туркменистан (2010) 

Аламанов С.К., Лелевкин В.М., Подрезов О.А., Подрезов А.О. - Изменение климата и водные проблемы в Центральной Азии (2006) 

Влияние изменения климата на водные ресурсы в Центральной Азии (отраслевой обзор) (ЕАБР, 2009) 

Влияние изменения климата на водные ресурсы в Центральной Азии (обобщающий отчет) (2009) 

Голубев Г.Н. - Гидрология ледников (1976) 

Деградация горных экосистем // Региональный план действий по охране окружающей среды (2006) 

Ледники Таджикистана (2003) 

Ледники — водные ресурсы Таджикистана в условиях изменения климата (2010) 

Тронов М.В. - Ледники и климат (1966) 

Тающая красота. Изменение климата и его последствия / Под ред. Ю.С. Добролюбовой (2009) 

Статьи

Глазырин Г.Е. - Влияние сокращения оледенения на сток рек в Средней Азии (2013) 

Глазырин Г.Е., Финаев А.Ф. - Прогноз изменения оледенения гор Западного Таджикистана. Будущее гляциосферы в условиях меняющегося климата (2003) 

Говорушко С.М. - Ледники и их значение для человеческой деятельности (2006) 

Ерохин С.А. - Степень влияния глобальных изменений климата на водные ресурсы Кыргызстана (2011) 

Коновалов В.Г. - Динамика оледенения Центральной Азии по материалам дистанционного зондирования (2012) 

Коновалов В.Г., Вильямс М.В. - Многолетние колебания оледенения и стока рек Центральной Азии в современных климатических условиях (2005) 

Подрезов О.А., Диких А.Н., Бакиров К.Б. - Изменчивость климатических условий и оледенения Тянь-Шаня за последние 100 лет 

Черноморец С.С., Тутубалина О.В., Фалалеева А.А. - Оценка потенциальной опасности паводка в долине р. Нарын (Кыргызстан) в связи с угрозой прорыва ледникового озера Петрова (2013) 

Финаев А.Ф. - Природные условия формирования водных ресурсов (2003) 

Финаев А.Ф. - Климат и оледенение (2004) 

Финаев А.Ф. - Об исследованиях оледенения в Центральной Азии (2005) 

Шатравин В.И. - Основные проблемы долгосрочного прогнозирования климатических и ледниковых изменений Центральной Азии и способ их разрешения (2015) 

Шафиев В.Г. - Природные угрозы, связанные с прорывоопасными озерами на примере горных районов Горного Бадахшана Республики Таджикистан (2013) 

Технические нормативы

ГОСТ 26463-85 Ледники. Термины и определения 

Законодательство

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 28 июня 2017 года № 409 "Об утверждении Порядка определения размера возмещения ущерба, нанесенного ледникам на территории Кыргызской Республики" 

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2010 г. № 209 "Об утверждении государственной Программы изучения и сохранения ледников Таджикистана на 2010-2030 годы" 

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 сентября 2010 года №417 "О плане мероприятий по выполнению Государственной программы по изучению и сохранению ледников Таджикистана на 2010-2030 г." 

Нормативно-методическая и справочная информация

Гляциологический словарь / Под ред. В.М.Котлякова (1984) 

Pуководство по водным ресурсам и адаптации к изменению климата (ЕЭК ООН, 2009) 

Ресурсы поверхностных вод СССР. Каталог ледников СССР

Том 13. Центральный и южный Казахстан

Выпуск 2. Бассейн оз. Балхаш

Часть 1. Бассейны левых притоков р. Или от устья р. Курты до устья р. Тургень 

Часть 2. Река Чилик 

Часть 3. Бассейны рек Чарын, Текес 

Часть 4. Бассейны рек Хоргоса, Усека 

Часть 5. Бассейны реки Каратала. Дополнительные сведения о моренном покрове на ледниках Казахской ССР 

Часть 6. Бассейны рек Биен, Аксу, Лепсы 

Часть 7. Бассейны рек Тентек, Ргайты 

Том 14. Средняя Азия

Выпуск 1. Сырдарья

Часть 1. Река Пскем 

Часть 2. Бассейн р. Чаткал 

Часть 3. Бассейны правых притоков р. Нарына ниже устья р. Кекемерена 

Часть 4. Бассейны правых притоков р. Нарына от устья р. Кекемерена до устья р. Малого Нарына 

Часть 5. Бассейны правых и левых притоков верховьев р. Нарына 

Часть 6. Бассейн р. Атбаши 

Часть 7. Бассейны левых притоков р. Нарына от устья р. Атбаши до устья р. Карадарьи 

Часть 8. Бассейн р. Карадарьи 

Часть 9. Бассейны левых притоков р. Сырдарьи от устья р. Карадарьи до устья р. Аксу 

Часть 10. Бассейны левых притоков р. Сырдарьи от устья р. Аксу и ниже 

Часть 11. Бассейн р. Арыси 

Выпуск 2. Киргизия

Часть 1. Бассейны рек Асса, Талас 

Часть 2. Бассейны левых притоков р. Чу ниже устья р. Коморчек 

Часть 3. Бассейн верховьев р. Чу 

Часть 4. Бассейны правых притоков р. Чу ниже Боамского ущелья 

Часть 5. Реки бассейна оз. Иссык-Куль 

Часть 6. Бассейн р. Ак-Шийрак 

Часть 7. Бассейны правых притоков р. Сары-Джаз между устьями рек Ак-Шийрак и Куйлю (включая бассейн р. Куйлю) 

Часть 8. Бассейн верховьев р. Сарыджаза от устья р. Куйлю и выше 

Часть 9. Бассейны левых притоков р. Сарыджаза (реки Иныльчек, Каинды, Куюкап) 

Часть 10. Бассейн р. Кокшаал. Часть 11. Реки бассейна оз. Чатыркёль 

Выпуск 3. Амударья

Часть 1. Бассейн верховьев р. Зеравшана от устья р. Фандарьи. Часть 2. Бассейн р. Зеравшана ниже устья р. Фандарьи 

Часть 3. Река Кашкадарья. Часть 4. Река Сурхандарья 

Часть 5. Бассейн р. Кафирнигана 

Часть 6. Бассейн р. Сурхоб между устьями рек Обихингоу и Муксу 

Часть 7. Бассейн р. Кызылсу 

Часть 8. Бассейн р. Муксу 

Часть 8А. Бассейн р. Муксу (А - система ледника Федченко) 

Часть 9. Бассейн реки Обихингоу 

Часть 10. Бассейн правых притоков р. Пянджа от устья р. Вахша до устья р. Ванча. Часть 19. Бассейн р. Восточной Кызылсу 

Часть 11. Бассейн р. Ванча. Часть 12. Бассейн р. Язгулема 

Часть 13. Бассейн р. Бартанга 

Часть 14. Бассейн р. Мургаба 

Часть 15. Бассейн р. Гунта 

Часть 16. Бассейн верховьев р. Пянджа выше устья р. Гунта. Часть 20. Бассейны правых притоков р. Пянджа между устьями рек Язгулема, Бартанга и Гунта 

Часть 17. Реки бассейна оз Каракуль. Часть 18. Бассейн верховьев р. Маркансу 

Рекомендательные документы и руководства

РД 52.25.315-92 Руководство по наблюдениям на горных ледниках (1994) 

Ресурсы