CA Water-Info

Map | Search | -

Seepage-control measures

Water losses in canals replenishing groundwater contribute to waterlogging and salinization of valuable irrigated areas, reduce system performance, and consequently, lead to increase in water withdrawal, in the sizes of head works, canals and structures on them (at pumping irrigation, water losses cause as well rise in energy consumption), rise in construction and operational costs. Therefore, canal water loss control is carried out on a regular basis.

Seepage-control measures are undertaken to reduce water losses to seepage from irrigation canals when irrigation system performance is lower than the desired or canals run through soils with high permeability coefficient (more than 0.1 m/day).

The following means are used for controlling canal water seepage: seepage-control lining of canals made from cast-in-situ concrete, reinforced-concrete slabs, asphalt, rock, clay; watertight barriers beneath canals made from polymer films (film-ground, concrete-film, etc.), clay and loam, bentonitic clays, etc.; decrease of permeability coefficient in the result of natural and artificial mud fill of canal, deep and shallow soil compaction, petrolization, alkalinization, gleization, mechanical dispersion of soil, etc.

Seepage-control measure type is selected depending on the combination of hydrogeological conditions, canal extension, soil filtration characteristics, size of required enhancement of losses and presence of locally available material. Accepted seepage-control measures are to be substantiated by feasibility study.

The efficiency of seepage-control lining is determined by: the quantity of water saved; service life; possibility of construction work mechanization; inputs of financial, material and manpower resources; complexity and cost of operation, repair and restoration; improvement of the meliorative condition of lands; increase of agricultural harvest due to expansion of irrigated areas or augmentation of water supply to and improvement of meliorative condition of lands; improvement of system operating conditions; decrease of the scope of canal cleaning and drainage excavation works; possible decrease of the scope of earth works; reduction of the number of connecting structures in the irrigation network.

Facing from bituminous materials is made in the form of canal surface lining and concealed screen. Surface lining is made in the form of uniform coating of the canal bottom and sides by a layer of asphalt concrete (38 cm thick) heated up to 140C, with its subsequent compaction reaching a volume weight of 2.2 t/m3.

Bitumens of petroleum grade are applied for lining.

Screens made from polymer films 0.20.6 mm thick are used in soils where seepage-control measures are required to be carried out. Film screens are installed only closed according to trench, perimetric, and combined schemes.

The trench scheme is applied on cohesive and sandy soils; the perimetric scheme is used for screen installation on slopes on any type of soil, at that on crushed stone soils film is laid on an undercoat made from fine-textured soil; the combined scheme is used for large canals where their water waves may destroy their sides.

Ground lining made from clay and loam is used when the canal bed is formed of sandy-loam, sandy, gravelly, pebbly and other soils the permeability of which is higher than that of lining.

Ground lining is made in the form of open canal lining and in the form of concealed screens coated by protective layer of loose ground.

Canal permeability coefficient can also be lowered by decreasing the active porosity of soil through natural and artificial mud fill, deep and shallow compaction, alkalinization, gleization, and other measures.

Source: mse-online.ru

Canal lining works, types of lining (concrete. reinforced concrete, synthetic films and materials, etc.)

Concrete and reinforced-concrete lining is widely applied for controlling water losses to seepage from canals of any size, protection of bed against erosion and overgrowing. Hydraulic concrete prepared of plasticized, hydrophobic, durable Portland cement of grade no less than 400 is used for the installation of lining. The thickness of cast-in-situ concrete lining depends upon the conditions of its application and comes to 1025 cm.

In canals with discharge of 1-10 m3/s, the ratio of slopes for cast-in-situ concrete lining is adopted as 1.5, and for precast lining as 1-1.5.

Foundation of lining should be stable and reliable enough. Depending on hydrogeological conditions, it is prepared by steeping of filling and loosely packed grounds, compaction of filled and natural ground, levelling of slopes and bottom, installation of special bedding and drainage, treatment of soils by herbicides.

Draining bedding for concrete lining is installed at the most dangerous places: on hillsides located near human settlements, large enterprises and important facilities as well as on landslide sites. The thickness of the drainage layer is made no less than 10 cm.

Precast reinforce-concrete slabs are used: for single-layer and multilayer seepage-control linings; if the usage of precast reinforced concrete is advisable according to feasibility study; if lining of improved durability is required; at the construction in arid hot areas where it would be difficult to install precast concrete linings of proper quality; in the case of available construction industry facilities and to remove the seasonality of construction works; when carrying out construction works in hard-to-reach and underdeveloped areas.

When installing screens made from polymer films, it is advisable to use ground or reinforce-concrete slabs, which are to be laid on waterproof film, as protective layer.

Multilayer linings with water-proofing course are used at critical sections of the canal, where soil wetting is not allowed and, at the same time, higher margins of stability and safety are required.

Flat thin-walled slabs made mainly from stressed reinforced concrete, 49 m long and 0.63 m wide, are used for precast canal lining.

The joints of single-layer precast canal linings are to be made rigid and flexible. Their quality determines the size of seepage losses.

To reduce the number of joints, it is advisable to use as big as possible slabs so that one slab should cover the entire side slope from its top to bottom. The gap between the slabs is to be left 10 cm for rigid joints and 4 cm for expansion joints.

The following jointing materials are to be used for sealing the joints: asphalt joint filler (bituminous mastic); liquid-thiokol-based sealant; epoxy-thiokol-based sealant which ensures impermeability and flexibility of joints required for concrete and reinforce-concrete slabs.

Source: mse-online.ru

The most durable and long-lived lining is that made from cast-in-situ and precast concrete, reinforced concrete. Longitudinal and transverse construction, shrinkage and expansion joints are made in such canal linings. Construction joints are arranged every 3-4 m, and expansion joints every 10-12 m. Joints are filled by mastic compound (thiokol, self-adhesive sealant, etc.) for sealing.

The concrete layer in linings is to be 7-15 cm on average soils; up to 18-20 cm on soft soils at canal slope ratios of 1-1.5. If a vertical slope (T=0) needs to be installed, revetment walls are to be built.

Seepage-control lining efficiency is estimated by the quality of the lining itself and the quality of the works for installation of foundation under the lining (special bedding made from soil or lean mix concrete, leveling of canal bed, etc.)

Lining made from cast-in-situ concrete or reinforce-concrete is efficient on canals with steep slopes, because it has not only water-proofing characteristics, but also protects the canal against erosion. However, this lining has some drawbacks: concrete cracking at considerable temperature fluctuations; concrete destruction as affected by salts. Installation of such linings on collapsible soils is not advisable.

In recent years, different polyethylene films have been applied as watertight material. Ground-film coating has become widespread. When being installed in the canal bed, film is laid and then covered with protective soil layer up to 1 m thick.

To strengthen the waterproofing effect at concrete lining of irrigation canals, various films are effective, which are underlaid the concrete lining. Reinforced concrete slabs of standard sizes are also used for seepage control. The facing slabs are to be 6 cm thick, 6 m long, and 1, 1.5 or 2 m wide. When installing the protective revetment from slabs, special attention should be paid to their interlocking joints. Applied design of joints and technology of their implementation does not always provide their full water permeability. On large irrigation canals (water depth is more than 5 m), large-size prestressed slabs of 600074080 mm size have been used recently as seepage-control lining.

Asphaltic lining is used as seepage-control lining by far more rarely than concrete one, in spite of its higher permeability and freeze- and salt resistance properties. Its major drawback preventing from its wide use is its remarkable plasticity at high temperatures, which requires increasing canal slope ratios up to 2.5-3; this results in decline in land use ratio and requires increasing the sizes of canal structures. The asphalt layer thickness recommended when installing such lining is 2-5 cm. But even with such a thickness, weed vegetation often breaks through the lining, which lowers the quality of water-proofing protection and destroys the coating.

Impermeable screen (membrane) represents a low-permeable layer of soil or artificial material protected by a rather thick layer of canal bed ground from exposion to sunlight and from temperature fluctuations. Generally, they are made from clays, particularly from bentonitic or artificial materials, for example from various types of films. Screens are also made from polymer materials. To protect them from damage by plants and rodents, these screens are strengthened by capron threads. This also increases the roughness of the screen material and allows slightly decreasing the angle of canal slope ratio.

Seepage-control measures are to be chosen so that to provide: required permeability of canal ground; sufficient durability and reliability of structure, its resistance to temperature exposure and damaging effect of weed vegetation. In addition, the possibility of mechanization of operations should be provided for construction works and cost-effectiveness of seepage-control measures.

The funds spent for seepage-control measures are repaid quickly, because their implementation ensures great water saving; this rises the irrigation capacity of the water source, prevents degradation of meliorative condition of a given irrigated area, reduces the scope of the works related to the construction of irrigation network and structures on it due to reduction of gross expenditure, and rises the ratio of the use of a given irrigated area.

Final choice of water-proofing protection type is to be made according to engineering and economic comparison of available options. At that, the network (canal) performance should be estimated before and after the implementation of seepage-control measures; achieved water saving and its effect upon the cost of pumping station, water-intake structure, reduction of canal sections; improvement of meliorative condition of a given irrigated area.

Source: Agricultural hydrotechnical reclamation. / Bogushevskiy, A.A., Golovanov, A.I., Kutergin, V.A., et al. Edited by Markov, E.S. Moscow, Kolos Publishing House, 1981 (in Russian)

Compaction and stabilization of canal bottom and sides

One of the ways to control water seepage for irrigation canals is to reduce soil permeability; this can be made by compacting the soil. Soil compaction is carried out by means of special compactors, rammers and vibration machines. Compaction allows reducing seepage by 70-75%, but it can be implemented only on cohesive soils.

Seepage losses are also reduced considerably with changing seepage characteristics of canal bed soil by soil compaction and mud fill. Canal bed soil can be compacted by different methods: rolling; impact, and shooting.

Rolling is carried out by special compactors: tamping/sheepsfoot; sectional/harrow; and smooth-wheeled rollers.

Use of tamping rollers gives the highest efficiency; these machines allow compacting soil down to a layer of 60-70 cm.

Impact compaction is carried out by impact compactors (rammers) or excavator plates; in this case, the maximal layer of compacted soil comes to 1 m.

In recent years, canal bottom and slope soils have been got compacted by pinpoint blastings.

Effect of the compaction lasts for several years, after which the compaction needs to be renovated. When compacting the soil, its optimum water content should be provided.

Mud filling implies washing out of soil silt particles that come along with irrigation water to the upper layer of the canal bed soil.

Installation of concrete and reinforced concrete lining reduces seepage losses by 85-95%; installation of asphalt lining, by 80-90%; screens (made from clay), by 60-80%. With canal bed soil compaction and mud filling these losses reduce by 50-70%.

Source: Agricultural hydrotechnical reclamation. / Bogushevskiy, A.A., Golovanov, A.I., Kutergin, V.A., et al. Edited by Markov, E.S. Moscow, Kolos Publishing House, 1981 (in Russian)

Антифильтрационные меры

Потери воды в каналах, питая грунтовые воды, способствуют заболачиванию и засолению ценных орошаемых земель, снижают КПД системы, следовательно, увеличивают водозабор, размеры головного сооружения, каналов и сооружений на них, а при машинном орошении – и затраты энергии; увеличивают строительные и эксплуатационные затраты. Поэтому с потерями воды из каналов ведут систематическую борьбу.

Противофильтрационные мероприятия применяют их для уменьшения потерь воды на фильтрацию из оросительных каналов, когда КПД оросительной системы оказывается ниже заданного или каналы проходят в грунтах с высоким коэффициентом фильтрации (более 0,1 м/сут).

Для борьбы с фильтрацией воды из каналов служат: противофильтрационные одежды каналов из монолитного бетона, железобетонных плит, асфальта, камня, глины; водонепроницаемые экраны под каналами из полимерных пленок (пленочно-грунтовые, бетонно-пленочные и др.), глины и суглинка, бентонитовых глин и др.; уменьшение коэффициента фильтрации путем естественной и искусственной кольматации канала, глубокого и мелкого уплотнения грунта, нефтевания, солонцевания, оглеения и механического диспергирования грунта и т. п.

Противофильтрационные мероприятия выбирают в зависимости от сочетания гидрогеологических условий, протяженности канала, фильтрационных свойств грунта, величины требуемого снижения потерь и наличия местных материалов. Принятые противофильтрационные мероприятия обосновывают технико-экономическими расчетами.

Эффективность противофильтрационных одежд определяется: количеством сэкономленной воды; сроком службы; возможностью механизации строительства; затратами денежных, материальных и трудовых ресурсов; сложностью и стоимостью эксплуатации, ремонта и восстановления; улучшением мелиоративного состояния земель; увеличением сбора сельскохозяйственной продукции в результате роста орошаемой площади или повышения водообеспеченности и улучшения мелиоративного состояния земель; улучшением условий эксплуатации системы; уменьшением объема работ по очистке каналов и устройству дренажа; возможным уменьшением объема земляных работ; сокращением числа сопрягающих сооружений на оросительной сети.

Одежды из битумных материалов делают в виде поверхностной облицовки каналов и скрытых экранов. Поверхностные облицовки устраивают в виде сплошного покрытия на дно и откосы канала слоем асфальтобетона (толщиной 3…8 см), нагретого до 140°, с последующим уплотнением его до объемной массы 2,2 т/м3.

Для облицовки применяют битумы нефтяных марок.

Экраны из полимерных пленок толщиной 0,2…0,6 мм применяют в грунтах, в которых необходимо выполнять противофильтрационные мероприятия. Пленочные экраны устраивают только закрытыми по траншейной, периметрической и комбинированной схемам.

Траншейную схему применяют в связных и песчаных грунтах; периметрическую — при укладке экрана на откосы в любом грунте, причем на щебенистых грунтах пленку укладывают на подготовку из мелкозернистого грунта; комбинированную схему используют для крупных каналов, где волны могут разрушать откосы.

Грунтовые одежды из глин и суглинков применяют в тех случаях, когда ложе канала сложено из супесчаных, песчаных, гравелистых, галечниковых и других грунтов, водопроницаемость которых выше, чем водопроницаемость одежды.

Грунтовые одежды делают в виде открытой облицовки каналов и в виде скрытых экранов, покрытых защитным слоем из местного грунта.

Уменьшение коэффициента фильтрации канала достигается также снижением активной пористости грунта путем естественной и искусственной кольматации, глубокого и мелкого уплотнения, солонцевания, оглеения и других мероприятий.

Источник: mse-online.ru

Устройство облицовок каналов, типы облицовок (бетонные, железобетонные, синтетические пленки и материалы и др.)

Бетонные и железобетонные одежды наиболее широко применяют для борьбы с потерями воды на фильтрацию из каналов всех размеров, предохранения русла от размыва и зарастания. Для их устройства используют гидротехнический бетон, приготавливаемый на портландцементе пластифицированном, гидрофобном, стойким, марки не ниже 400. Толщина монолитных бетонных одежд зависит от условий их применения и составляет 10 25 см.

В каналах с расходом 1-10 м3/с заложение откосов для монолитной бетонной облицовки принимают 1,5, для сборной – 1-1,5.

Основание облицовки должно быть достаточно устойчивым и надежным. В зависимости от гидрогеологических условий его подготавливают путем замачивания присадочных и неплотных грунтов, уплотнения насыпных и материковых грунтов, планирования откосов и дна, устройства специальных подготовок и дренажа, обработки грунтов гербицидами.

Дренирующие подготовки под бетонные одежды устраивают в наиболее опасных местах: на косогорах, расположенных вблизи населенных пунктов, крупных предприятий и ответственных сооружений и на оползневых участках. Толщину дренирующего слоя делают не менее 10 см.

Сборные железобетонные плиты применяют в однослойных и многослойных противофильтрационных одеждах, если применение сборного железобетона целесообразно по данным технико-экономических обоснований; если требуется облицовка повышенной долговечности; при строительстве в безводных районах с высокими температурами, где устройство качественных облицовок из монолитного бетона трудно; при наличии баз строительной индустрии и для ликвидации сезонности строительства; при строительстве в труднодоступных и малоосвоенных районах.

При устройстве экранов из полимерных пленок целесообразно в качестве защитного слоя использовать грунт или железобетонные плиты, которые укладывают по водонепроницаемой пленке.

Многослойные одежды с гидроизоляционным слоем применяют на ответственных участках канала, где не допускается увлажнение грунтов, и одновременно требуются повышенные запасы устойчивости и прочности.

Для сборной одежды каналов служат плоские тонкостенные плиты преимущественно из напряженного железобетона длиной 4…9 м, шириной 0,6…3 м.

Швы однослойных сборных одежд каналов делают жесткими и гибкими. Качество их определяет величину фильтрационных потерь.

Для сокращения швов целесообразно применять плиты возможно больших размеров, чтобы одна плита перекрывала откос по всей его высоте. Зазоры между плитами оставляют 10 см для жестких швов и 4 см для температурных.

В качестве материала для заполнения швов можно использовать битумную мастику, герметик на основе жидких тиоколов, герметик на эпоксидно-тиоколовой основе, применение которого обеспечивает водонепроницаемость швов и необходимую эластичность стыков для бетонных и железобетонных плит.

Источник: mse-online.ru

Самая прочная и долговечная - одежда из монолитного и сборного бетона, железобетона. В таких облицовках канала устраивают продольные и поперечные, строительные, усадочные и температурные швы. Строительные швы делают через каждые 3-4 м, а температурные – через 10-12 м. Для герметизации швы заполняют мастикой (тиоколовой, армогёрметиком и др.).

Слой бетона в облицовках составляет на средних грунтах 7-15 см, на слабых – до 18-20 см при заложении откосов канала 1-1,5. Если необходимо устройство вертикального откоса (т=0), сооружают подпорные стенки.

Эффективность антифильтрационной одежды определяется качеством самой одежды и работы по созданию основания под одежду (специальная подготовка из грунта или тощего бетона, планировка ложа канала и др.).

Одежда из монолитного бетона или железобетона эффективна на каналах, имеющих большие уклоны, так как она имеет не только антифильтрационное свойство, но и защищает канал от размыва. Недостатками такой одежды являются появление трещин в бетоне при значительных колебаниях температуры, разрушение бетона под воздействием солей. Устройство таких одежд на просадочных грунтах нецелесообразно.

В последние годы в качестве антифильтрационного материала стали применять различные полиэтиленовые пленки. Получило распространение грунтопленочное покрытие. При его устройстве в русло канала укладывают пленку и засыпают ее защитным слоем грунта толщиной до 1 м.

Для усиления противофильтрационного эффекта при бетонировании оросительных каналов эффективны различные пленки, которые укладывают под бетонную одежду. Для борьбы с фильтрацией применяют также железобетонные плиты стандартных размеров. Плиты, применяемые для облицовок, имеют толщину 6 см, длину 6 и ширину 1; 1,5 и 2 м. При устройстве защитного крепления из плит особое внимание нужно уделять соединительным швам. Применяемые конструкции швов и технология их выполнения не всегда обеспечивают полную их водопроницаемость. На крупных оросительных каналах (глубина воды более 5 м) в последнее время в качестве антифильтрационной одежды используют крупногабаритные предварительно напряженные плиты размером 6000х740х80 мм.

Асфальтовую одежду в качестве антифильтрационной применяют значительно реже, чем бетонную, несмотря на то, что она обладает высокой водонепроницаемостью, морозо- и солеустойчивостью. Основное препятствие к широкому применению ее - значительная пластичность при высокой температуре, вследствие чего возникает необходимость увеличения заложения откосов каналов до 2,5-3, что снижает КЗИ массива и увеличивает размеры сооружений на канале. Рекомендуемая толщина слоя асфальта при устройстве таких облицовок – 2-5 см. Однако и при такой толщине одежду часто пробивает сорная растительность, что снижает качество противофильтрационной защиты, разрушает покрытие.

Противофильтрационные экраны представляют собой слабоводопроницаемый слой грунта или искусственного материала, защищенного достаточно толстым слоем грунта ложа канала от воздействия солнечных лучей и колебаний температур. Обычно их делают из глин, в частности из бентонитовых или из искусственных материалов, например из различных пленок. Экраны делают также и из полимерных материалов. Для того чтобы обезопасить их от повреждения растениями и грызунами, такие экраны укрепляют капроновыми нитями. Это также повышает шероховатость материала экрана и позволяет несколько снизить угол заложения откоса канала.

Противофильтрационные мероприятия выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить: необходимую водонепроницаемость грунта канала, достаточную прочность и долговечность конструкции, устойчивость ее к воздействию температур и разрушительному действию сорной растительности. Кроме того, должна быть обеспечена возможность механизации работ при строительстве и экономическая эффективность противофильтрационных мероприятий.

Средства, затрачиваемые на противофильтрационные мероприятия, быстро окупаются, так как их применение обеспечивает большую экономию воды, что повышает оросительную способность водоисточника, предотвращает ухудшение мелиоративного состояния орошаемого массива, снижает объем работ по строительству оросительной сети и сооружений на ней за счет уменьшения расходов брутто, увеличивает КЗИ орошаемой площади.

Окончательно противофильтрационную защиту выбирают на основе технико-экономического сравнения вариантов. При этом следует определить КПД сети (канала) до и после применения противофильтрационного мероприятия; полученную экономию воды и влияние ее на изменение стоимости насосной станции, водозаборного сооружения, на уменьшение размеров сечения каналов; улучшение мелиоративного состояния орошаемого массива.

Источник: Сельскохозяйственные гидротехнические мелиорации /
А.А.Богушевский, А.И.Голованов, В.А.Кутергин и др.;
Под ред. Е.С.Маркова. - М.: Колос, 1981.

Уплотнение и закрепление дна и откосов каналов

Одним из способов борьбы с фильтрацией воды из оросительных каналов является уменьшение водопроницаемости грунтов, которого можно достигнуть уплотнением грунтов. Уплотнение грунтов производится при помощи специальных катков, трамбовочных и вибрационных машин. Уплотнение может снизить фильтрацию на 70-75 %, но может проводиться только для связных грунтов.

Фильтрационные потери значительно снижаются также при изменении фильтрационных свойств грунта ложа канала путем уплотнения грунта и кольматации. Грунт ложа канала уплотняют различными способами: укатыванием, ударным и взрывным. Укатывание осуществляют специальными катками – кулачковыми, ребристыми или гладкими. Наиболее эффективно применение кулачковых катков, с помощью которых уплотняют грунт в слое 60-70 см. Ударное уплотнение осуществляют трамбующими машинами или плитами экскаваторов. Максимальный слой уплотненного грунта при их использовании составляет 1 м.

В последние годы грунт в дне и откосах каналов уплотняют с помощью направленных взрывов.

Действие уплотнения сохраняется в течение нескольких лет, после чего уплотнение следует возобновить. При уплотнении грунта необходимо обеспечить его оптимальную влажность.

Кольматация представляет собой вымыв илистых частичек грунта, поступающих с оросительной водой в верхний слой грунта ложа канала.

Устройство бетонной и железобетонной облицовки снижает потери на фильтрацию на 85-95 %, асфальтовой – на 80-90 %, экранов (глиняных) – на 60-80 %. При уплотнении грунта в ложе канала и кольматации потери снижаются на 50-70%.

Источник: Сельскохозяйственные гидротехнические мелиорации /
А.А.Богушевский, А.И.Голованов, В.А.Кутергин и др.;
Под ред. Е.С.Маркова. - М.: Колос, 1981.

Избранная библиография

Монографии и брошюры

Абуталиев Ф. Б. - Решение задач неустановившейся фильтрации. Численные и аналитические методы (1972) 

Аверьянов С.Ф. - Фильтрация из каналов и ее влияние на режим грунтовых вод (1982) 

Аравин В.И., Носова О.Н. - Натурные исследования фильтрации (теоретические основы) (1969) 

Высоконадежные конструкции противофильтрационных облицовок каналов и водоемов с применением инновационных материалов / Щедрин В.Н., Косиченко Ю.М., Ищенко А.В., Баев О.А. (2013) 

Гаджиев А.Б. - Деформационные швы гидротехнических сооружений (1975) 

Елшин И.М. - Полимерные материалы в ирригационном строительстве (1974)  

Защитные покрытия оросительных каналов / В.С.Алтунин, В.А.Бородин, В.Г.Ганчиков, Ю.М.Косиченко (1988) 

Закрепление и уплотнение грунтов в строительстве (1978) 

Каналы-лотки и облицованные каналы на оросительных системах (обзор) (1961)  

Кордова И.С. - Облицовка каналов (1958) 

Лозовой В.Н., Васильченко А.П. - Варианты использования комбинированных типов водоводов (открытых и закрытых) с целью снижения фильтрационных потерь: научный обзор (2012) 

Проектирование противофильтрационных облицовок мелиоративных каналов: обзор / Ю.М.Косиченко, Е.И.Шкуланов, Г.Л.Лобанов, Е.А.Савенкова, А.М.Кореновский (2011) 

Полад-заде П.А., Гришенко Н.С., Чаталбашев П.П. - Опыт строительства крупных каналов (1982) 

Статьи

Алимов А.Г. - Современные водосберегающие конструкции защитных покрытий мелиоративных гидротехнических сооружений и противопожарных водоемов (2006) 

Алимов А.Г. - Современные противофильтрационные конструкции мелиоративных каналов и методы их расчета (2007) 

Баев О.А. - Основные виды и свойства геосинтетических материалов и геокомпозитов для противофильтрационных экранов накопителей и каналов (2013) 

Баев О.А. - Зарубежный и отечественный опыт применения бентонитовых матов в противофильтрационных экранах оросительных каналов и накопителей (2014) 

Батчаев Е.А. - Конструкции облицовок канала в условиях сухого жаркого климата 

Бакланова Д.В. - Расчет фильтрации через земляные дамбы на проницаемом основании (2016) 

Джураев Р.Х., Духовный В.А., Каминский И.Я., Шамрай Л.П. - Пути экономии средств и воды при борьбе с фильтрацией из каналов (1969) 

Духовный В.А. - Вопросы глубокого уплотнения грунтов с ненарушенной структурой в условиях Голодной степи (1960) 

Духовный В.А. - Фильтрационные потери из каналов оросительных систем, их влияние на водный режим территории и борьба с ними (1967) 

Духовный В.А. - Комбинированное антифильтрационное покрытие земляных каналов (1968) 

Зуев О.В., Шипилов В.М. - Противофильтрационные грунтобентонитовые экраны (2008) 

Зуев О.В., Шипилов В.М. - Расширяющаяся битумно-акриловая мастика (2008) 

Зуев О.В., Петров А.А., Байкова Р.Ф. - Новые герметизирующие битумно-полимерные материалы для противофильтрационного уплотнения сопряжений элементов сборных бетонных покрытий (2012) 

Кокарев Я.В., Косиченко Ю.М., Кореновский А.М. - Способы строительства противофильтрационных облицовок на каналах оросительных систем (2014) 

Панкова Т.А., Орлова С.С., Затинацкий С.В. - Материалы, применяемые для облицовки оросительных каналов (2015) 

Рахимов Ш.Х., Бекчанов Ш.К.., Муратов А.Р. - Пути повышения КПД ирригационных каналов на супесчаных грунтах Хореземского оазиса (2008) 

Руденко И., Нурметов К., Жаббаров Х., Султонов М. - Изоляция дна канала пластиковым покрытием: преимущества, расчеты, перспективы (на примере Хорезмской области) (2012) 

Сафронова Т.И., Дегтярев Г.В. - Предупреждение потерь воды на каналах рисовых оросительных систем (2006) 

Салиджанов С.Б., Ташмухамедов А.Ю., Духовный В.А. - Конструкция тонкостенных преднапряженных железобетонных плит для облицовки канала (1978) 

Чернов М.А. - Конструкции защитных облицовок каналов и водоемов с применением геосинтетических материалов (2011) 

Рекомендательные документы и руководства

Временные технические указания по устройству сборных облицовок оросительных каналов (1968) 

Материалы к техническим условиям и нормам проектирования оросительных систем. Бетонные одежды оросительных каналов (1957)

Методические рекомендации по применению новых герметизирующих материалов в водохозяйственном строительстве (1975) 

Патенты

Деформационный шов противофильтрационных облицовок каналов и водоемов (RU 2281360) 

Деформационный шов облицовки канала (SU 1730340) 

Деформационный шов облицовки канала (SU 1723236) 

Облицовка канала (SU 1728339) 

Способ укрепления грунта (SU 1677179) 

Способ герметизации швов облицовки канала (SU 1715942) 

Способ герметизации швов облицовки канала (SU 1715941) 

Способ герметизации швов облицовки канала (SU 1708993) 

Способ защиты берега от размыва потоком и устройство для его осуществления (SU 1559036) 

Способ защиты деформационных швов облицовки канала от разрушений растительностью (SU 1555415) 

Способ герметизации швов облицовки канала (SU 1541339) 

Способ химической защиты облицовок каналов от разрушения растительностью (SU 1236054) 

Устройство для очистки канала от наносов (SU 1511322) 

Устройство для очистки канала от наносов (SU 1596011) 

Противофильтрационное устройство для канала, оборудованного эксплуатационной дорогой (SU 1562388)