Water, Energy, and Food Security Nexus

Water underpins all socio-economic activities. The availability and quality of water are paramount for environmental health, societal well-being and a thriving economy. Specifically, for a region such as Asia and the Pacific, where agriculture makes a significant contribution to economic growth, access to quality water resources is essential.

An adequate water supply is critical for food security and for sustaining agricultural communities that provide food for the worldís growing population. Water is used to irrigate crops and feed livestock. Groundwater, in particular, supplies significant amounts of water for agricultural production, especially in arid lands that do not have access to surface-water sources. Water is also used to process food; whether for removing soil particles from newly harvested vegetables or cleaning up after milking livestock, sanitation expectations require significant use of water.

Asia and the Pacific uses more water for agriculture than any other region of the world. At the same time, the regionís population has increased 30 per cent over a period of 25 years and will rise another 25 per cent by 2035. In a business-as-usual scenario, even more water will be needed to produce the additional food necessary to sustain the rapidly increasing population. By 2030, annual water demand for the Asia-Pacific region is predicted to increase by 55 per cent compared with 2005.The supply side of the food equation is being constrained by diminishing agricultural productivity gains, competing use of available land due to increasing urbanization and industrialization, biofuel production, global warming and water scarcity. Alternatively, the use of water must be made more efficient and sustainable in view of limited global, regional and national capacity.

It is clear that food production is impossible without water, and water cannot be distributed effectively for large-scale agricultural production without economic intervention that would allow for its effective and sustainable distribution. Thus, water affects food prices in particular and economic security in general. Food security and water availability issues are therefore inextricably linked, and their linkage must be sustainable at various levels of economic development. Water resources are among the most important factors driving the current changes in food security, affecting nations as well as local communities.

The high population growth rate in Asia and the Pacific, coupled with rising water pollution and scarcer water resources, creates a growing imbalance between soaring demand and uncertain supply not only in the food and water sectors but also in the energy sector. The regionís increasing population is straining the ecological systems that provide water for drinking, food production and other life-sustaining services. As a scarce water supply is a natural limit to the steady economic growth taking place in many parts of the region, the time has come for the region to place the water, energy and food nexus at the centre of economic development debates as it has long remained on the periphery.

Incorporating energy into the picture highlights the importance of water as a central part in the water, energy and food nexus. Hydropower is heavily reliant on water inflows and, hence, to precipitation and the upstream management of resources. The potential for hydropower is relatively strong in Asia and the Pacific compared to other regions of the world, with over 295,764 MW total installed capacity in 2008. It is expected that cumulative hydro installed capacity in Asia and the Pacific will grow at a compound annual growth rate of 6.92 per cent to reach 434,388 MW by the end of 2013. This technology in some instances cuts down the quantity of water available downstream, and has an impact on the quality of water upstream through siltation. Large hydropower installations can have a considerable impact on agriculture and food production through their effects on the quantity and the quality of water available upstream and downstream.

Water is not only relevant to hydropower energy production; it is also utilized in virtually all types of energy production. The extraction of coal, oil, natural gas and uranium requires water. Thermal power needs water for steam production and/or cooling. Silicon solar panels use water in production. In turn, groundwater abstraction, lifting and conveyance as well as desalination and wastewater treatment need energy. Energy production is the greatest industrial user of water, and increasing energy production necessitates increased access to freshwater. In that regard, the Asia-Pacific regionís energy demand is projected to increase by about 70 per cent by 2030.

To ensure sustainable and inclusive growth in the region, there is a need to integrate considerations for the management of water resources, sources of energy and food production. Energy security in the region therefore calls for sufficient availability of water resources, which, in turn, depends on rising amounts of affordable energy. Water and energy can no longer be considered separate challenges; even in fossil-fuelled or nuclear plants, cooling infrastructures require massive amounts of water resources. Extraction of raw materials, electricity delivery, and the transport of manufactured or food products are also water-consuming processes. When considering this nexus between water, energy and food security, an approach under the precepts of sustainable and inclusive growth can reconcile these three aspects if the proper strategies and policies are implemented.

With growing demand for food and energy as well as rising water supply uncertainty, ensuring water, energy and food security in Asia and the Pacific will require an integrated approach linking sustainable water management, and an intensification of agricultural productivity. When considering this nexus between water availability, energy production, and food security in order to ensure sustainable and inclusive growth, an economic approach under the precepts of IWRM can be implemented. Analysing the growing requirements of food and water will involve the promotion of an integrated approach with economic legitimacy and sustainability.

IWRM is a holistic approach promoting sustainability by considering surface water and groundwater in quantity and quality, the interaction of water with the environment and land, and the interrelationships with social and economic development. Therefore, viewpoints of governmental and stakeholder groups, factors of the human environment, and aspects of environmental natural water systems are considered in the planning and implementation process. Due to the complexity, IWRM follows a well coordinated interdisciplinary planning process, blending knowledge from law, engineering, ecology, limnology, finance, socio-economics, politics, ethnology, history, psychology, life sciences and many other fields.

Since water is an issue that cuts across economic and agricultural sectors, discussions on food security and water availability should include diverse stakeholder interests, including those from governments, private and public producers and consumers, professional associations, business and the private sector, regulators, governments, non-governmental organizations, scientists, the academic community, farmersí organizations, and society at large. These stakeholders need to form a collaborative partnership to assess, understand and share the costs, risks, results and impacts of investment in water

Source: E/ESCAP/CED(2)/5 Emerging and persistent issues in water resources
management. Note by the Secretariat

Selected bibliography

Monographs and brochures

Dukhovny V.A. - Water Resources Management in Central Asia Ė Achieving the Consensus between Water and Energy Sectors (2010) 

Halstead M., Kober T., van der Zwaan B. - Understanding the Energy-Water Nexus (2014) 

Maas A., Issayeva G., Ruttinger L., Umirbekov A. - Climate Change and Water-Energy-Agriculture Nexus in Central Asia (2012) 

Partnerships for improving water and energy access, efficiency and sustainability (2014) 

The Nexus of Food, Energy and Water (2013) 

Water, Energy and Climate Change. A contribution from the business community (2009) 

Water Security. Water-Food-Energy-Climate Nexus (2011) 

Papers

Guillaume J.H.A., Kummu M., Eisner S., Varis O. - Transferable Principles for Managing the Nexus: Lessons from Historical Global Water Modelling of Central Asia (2015) 

Jalilov Sh.-M., Varis O., Keskinen M. - Sharing Benefits in Transboundary Rivers: An Experimental Case Study of Central Asian Water-Energy-Agriculture Nexus (2015) 

Libert B., Orolbaev E., Steklov Y. - Water and Energy Crisis in Central Asia (2009) 

The Water-Energy-Food Nexus at FAO (2014) 

Zhupankhan A., Tussupova K., Berndtsson R. - Could Changing Power Relationships Lead to Better Water Sharing in Central Asia? (2017) 

Reports

Confronting scarcity: Managing water, energy and land for inclusive and sustainable growth (2012) 

E/ESCAP/CED(2)/5 Emerging and persistent issues in water resources management. Note by the Secretariat 

Energy and Water: The Vital Link for a Sustainable Future (2014) 

The United Nations World Water Development Report 2014: Water and Energy (2014) 

Resources

Взаимосвязь водной, продовольственной и энергетической безопасности

Вода является основой любого вида социально-экономической деятельности. Наличие и качество водных ресурсов имеет огромное значение для здоровья окружающей среды, общественного благосостояния и процветающей экономики. В частности, что касается такого региона, как Азиатско-Тихоокеанский регион, где сельское хозяйство вносит немалый вклад в экономический рост, доступ к качественным водным ресурсам имеет жизненно важное значение.

Адекватное водоснабжение является непременным условием продовольственной безопасности и источником средств к существованию для сельских общин, которые производят продовольствие для населения мира, численность которого продолжает расти. Вода используется для орошения культур и в животноводстве. Грунтовые воды прежде всего служат источником огромного объема водных ресурсов для сельскохозяйственного производства, прежде всего в засушливых районах, в которых нет доступа к источникам поверхностных вод. Вода также используется для производства продовольствия, она применяется как для удаления частиц грунта с только что собранных овощей, так и для очистки после дойки скота, а поэтому для целей санитарии требуется использование огромного объема воды

В Азиатско-Тихоокеанском регионе в сельском хозяйстве используется больше воды, чем в каком-либо другом регионе мира. В то же время за 25 лет численность населения региона увеличилась на 30 процентов и к 2035 году вырастет еще на 25 процентов. Даже если положение не изменится, то потребуется еще больше воды для производства дополнительного продовольствия, необходимого для пропитания стремительно растущего населения. К 2030 году ежегодный спрос на воду по Азиатско-Тихоокеанскому региону, согласно прогнозам, увеличится на 55 процентов, по сравнению с 2005 годом. Производство продовольствия ограничивается снижением производительности труда в сельском хозяйстве, необходимостью использования земель по различному назначению вследствие роста урбанизации и индустриализации, производством биотоплива, глобальным потеплением и дефицитом водных ресурсов. А поэтому воду использовать надо более эффективно и на устойчивой основе в силу ее ограниченных запасов на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Ясно, что производство продовольствия без воды невозможно, и ее нельзя эффективно распределять в интересах крупномасштабного сельскохозяйственного производства без экономической интервенции, которая обеспечит ее эффективное и устойчивое распределение. Поэтому от воды зависят цены на продовольствие, в частности, и экономическая безопасность в целом. Таким образом, вопросы продовольственной безопасности и наличия воды неразрывно связаны друг с другом, и их связь должна быть устойчивой на различных уровнях экономического развития. Водные ресурсы являются наиболее важными факторами, обуславливающими текущие изменения продовольственной безопасности, сказывающимися на странах, а также местных общинах.

Высокие темпы прироста населения в Азиатско-Тихоокеанском регионе вкупе с увеличением загрязнения воды и еще большим дефицитом водных ресурсов порождают все больший дисбаланс между ростом спроса и неопределенным предложение не только в секторах продовольствия и водных ресурсов, но и в секторе энергетики. Рост численности населения региона ложится тяжелым бременем на экологические системы, которые обеспечивают воду, используемую в пище, для производства продовольствия и других жизненно важных услуг. Поскольку дефицит водных ресурсов является естественным ограничением стабильного экономического роста, наблюдающегося во многих частях региона, настало время для того, чтобы регион начал уделять первоочередное внимание в процессе экономического развития долго остававшимся в тени вопросам неразрывной связи между водной, энергетической и продовольственной безопасностью.

Уделение внимания энергетики подчеркивает важное значение водных ресурсов как центра неразрывной связи между водной, энергетической и продовольственной безопасностью. Гидроэнергетика в значительной степени зависит от притока воды, а, следовательно, от выпадения осадков и начальной стадии управления ресурсами. В отличие от других регионов мира потенциальные возможности развития гидроэнергетики в Азиатско- Тихоокеанском регионе относительно широкие: в 2008 году показатель установленных мощностей измерялся в свыше 295 764 МВт. Ожидается, что кумулятивная установленная мощность гидроэлектростанций в Азиатско- Тихоокеанском регионе ежегодно будет в совокупности расти на 6,92 процента и концу 2013 года достигнет отметки в 434 388 МВт. Эта технология в некоторых случаях приводит к снижению количества воды, имеющейся в начале цикла и сказывается на качестве воды в конце цикла вследствие засорения. Крупные гидротехнические сооружения оказывают немалое влияние на сельское хозяйство и производство продовольствия в силу их последствий для количества и качества воды, имеющейся в начале и в конце производственного цикла.

Вода нужна не только для производства гидроэлетроэнергии; она также используется практически во всех видах производства энергии. Для добычи угля, нефти, природного газа и урана требуется вода. Для тепловых мощностей требуется вода для производства пара и/или охлаждения. В своей работе кремниевые солнечные батареи используют воду. В свою очередь для забора грунтовых вод, подъема и передачи, а также опреснения и очистки сточных вод требуется энергия. Энергопроизводство является крупнейшим промышленным пользователем воды, и увеличение производства энергии требует расширения доступа к пресной воде. В связи с этим, согласно прогнозам, к 2030 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе спрос на энергию вырастет приблизительно на 70 процентов.

Для обеспечения устойчивого и предоставляющего равные возможности для всех роста в регионе необходимо учитывать аспекты управления водными ресурсами, источников энергии и производства продовольствия. А поэтому для обеспечения энергобезопасности в регионе требуется достаточный объем водных ресурсов, что, в свою очередь, зависит от роста объема недорогостоящей энергии. Отныне водные и энергоресурсы нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Даже на электростанциях, работающих на ископаемом топливе, и/или атомных электростанциях инфраструктура охлаждения требует огромного количества воды. Добыча полезных ископаемых, электроснабжение и транспортировка промышленной или продовольственной продукции также являются водоемкими процессами. С учетом этой неразрывной связи между водной, энергетической и продовольственной безопасностью подход, основанный на концепции устойчивого и предоставляющего равные возможности для всех роста, может совместить эти три аспекта при условии осуществления должных стратегий и политики.

В условиях роста спроса на продовольствие и энергоносители, а также все более неопределенной обстановки, складывающейся вокруг водоснабжения, для обеспечения водной, энергетической и продовольственной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе потребуется комплексный подход, объединяющий устойчивое водопользование и интенсификацию производительности труда в сельском хозяйстве. При рассмотрении этой связи между наличием водных ресурсов, энергопроизводством и продовольственной безопасностью в целях обеспечения устойчивого и предоставляющего равные возможности для всех роста можно осуществить экономическую стратегию, строящуюся на принципах ИУВР. Для анализа растущих потребностей в продовольствии и водных ресурсов потребуется содействие применению комплексного подхода с экономической легитимностью и устойчивостью.

ИУВР представляет собой целостный подход, содействующий обеспечению устойчивости путем учета качества и количества поверхностных и грунтовых вод, взаимодействия между водными ресурсами, окружающей средой и земельными ресурсами, а также взаимосвязи с социальным и экономическим развитием. А поэтому в процессе планирования и осуществления учитываются точки зрения правительства и заинтересованных групп, факторы, условия проживания человека и аспекты экологических природных водных систем. В силу своей сложности ИУВР следует хорошо отлаженному, междисциплинарному процессу планирования, сочетая в себе знания в таких областях, как право, инженерия, экология, лимнология, финансы, соцэкономика, политика, этнология, история, психология, науки о живой природе и многие другие области.

Поскольку вопрос, касающийся водных ресурсов, охватывает как экономический, так сельскохозяйственный сектора в дискуссиях по вопросам продовольственной безопасности и водоснабжения должны принимать участие различные заинтересованные стороны, в том числе представители правительств, частного и государственного секторов и потребители, а также профессиональных ассоциаций, деловых кругов и частного сектора, регулятивных органов, правительственных и неправительственных организаций, научных кругов, академсообщества, организаций фермеров и общества в целом. Эти стороны должны создавать коллаборативные партнерства для оценки понимания и обмена информацией об издержках, опасностях, результатах и последствиях инвестиционной деятельности в области водных ресурсов.

Источник: E/ESCAP/CED(2)/5 Возникающие и нерешенные вопросы
в области рационального использования водных ресурсов. Записка секретариата

Избранная библиография

Монографии и брошюры

Актуальные вопросы применения механизма биржевой торговли для решения водно-энергетических проблем стран Центральной Азии (2009) 

Духовный В.А. - Управление водными ресурсами Центральной Азии — на пути к водно-энергетическому согласию (2010) 

Петров Г.Н. - Проблемы использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек в Центральной Азии и пути их решения (2009) 

Отчеты

E/ESCAP/CED(2)/5 Возникающие и нерешенные вопросы в области рационального использования водных ресурсов. Записка секретариата 

Взаимосвязь водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии. Улучшение регионального сотрудничества в бассейне Сырдарьи (Всемирный банк, 2004) 

Оценка региональных рисков в Центральной Азии: реагирование на угрозы в области водной, энергетической и продовольственной безопасности (2009) 

Статьи

Ботоева Ч.К. - Понятие национальной безопасности Кыргызской Республики (2015) 

Боришполец К.П. - Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и сравнительные возможности ЕврАзЭСи ШОС в деле их решения (2011) 

Гусев Л.Ю. - Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и возможные пути их разрешения (2013) 

Докомбаев З.В., Джумабаев К.А. - К вопросу о рациональном использовании энергетических и водных ресурсов Центральной Азии (2010) 

Калимолдаев М.Н., Коваленко А.Г., Мырзахметов М.М., Хачатуров В.Р. - Водные проблемы Центральной Азии: анализ, методы поиска путей решения проблем (2014) 

Клапцов В.М. - Водноэнергетические проблемы в Центральной Азии: причины, трудности и подходы к разрешению (2012) 

Петров Г.Н. - Совместное использование водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии (2009) 

Петров Г.Н. - Конфликт интересов между гидроэнергетикой и ирригацией в Центральной Азии. Его причины и пути преодоления (2010) 

Законодательство

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 сентября 2016 года № 504 «О некоторых вопросах деятельности Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики» 

Ресурсы