Воду умеет сберечь нравственно воспитанный человек

Как явствует из заголовка параграфа, речь пойдет о человеческих качествах. Не секрет, что на практике встречается самое разное отношение людей к воде — от благоговейного, как к некоему божественному дару, до безобразного, отвратительного, когда человек сознательно отводит свои нечистоты в проточную воду — арыки или каналы.

arik

Но бывает и так, что человек с таким отношением к воде проявляет самое благоговейное отношение к брошенному куску хлеба — отряхнет его от пыли, приложит ко лбу и осторожно положит в сторону, в укромное место. Почему человек может вот так, совершенно по разному, отнестись к хлебу и воде, хотя знает, во всяком случае, должен знать, что роль и место воды в жизни человека не менее значимо, чем хлеба?

Например, без воды человек может быть в живых только три дня, а без хлеба — несколько недель. Почему внутреннее «реле защиты», или нравственные тормоза человека, срабатывают по-разному в разных ситуациях? Разумеется, такой вопрос относится к компетенции психоаналитиков, специалистов по морали и нравственности, но он представляет определенный интерес и для всех.

В контексте сказанного вспоминается содержание одной телевизионной беседы. Воскресная вечерняя передача (19.03.2001 г.) по московскому телевидению была посвящена встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с ведущим программы «Зеркало» Николаем Сванидзе. Ниже воспроизводится содержание некоторых высказываний Владыки Кирилла. В частности, он сказал: «Христианская православная церковь признает ценности либеральной идеи запада: права человека, частную собственность, демократические свободы. Но в этих ценностях есть отдельные моменты или стороны, которые церковь отвергает, например, гомосексуализм, аборты, алкоголизм и др. как свободу выбора; или равные права женщин с мужчинами в иерархии церковного управления. Все это противоречит Божьему слову. Следовательно, все это греховно, а церковь ратует за свободу от грехов».

Отвечая на вопросы телеведущего, митрополит Кирилл заметил, что Церковь внимательно следит за дебатами в Государственной Думе России по земельному вопросу, потому что земельный вопрос для России не только социальный, но и нравственный. По его мнению, наиболее религиозными в России являются крупные города. Что касается российских сел, то здесь нравственный распад среди христиан происходил в течение всех 70 лет Советской власти как результат сочетания запрета религии, гонений на служителей церкви одновременно с уничтожением российского крестьянства (умирающие села в некогда процветающем российском Черноземье, пьянство и алкоголизм среди населения), как главной опоры российского общества. В качестве выхода из создавшейся ситуации Владыка Кирилл предлагает начать интеграционный процесс: с одной стороны, наработанная на западе либеральная идея с её ценностями, а, с другой стороны, — российские православные ценности. Он уверен, что если сесть за стол переговоров с добрыми намерениями, то есть надежда найти варианты сочетания, удовлетворяющие интересы сторон. На вопрос, почему именно Запад и Россия, последовал ответ — потому что Россия — евроазиатская страна, знакомая с ценностями, как Европы, так и Азии. Выработанную таким путем модель человеческого стандарта можно будет рекомендовать новой общечеловеческой цивилизации XXI века.

Автор этих строк не знаком с православно-церковной литературой и поэтому не может судить, насколько высказывания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла разделяются другими церковными деятелями обширной России. Но, тем не менее, в его суждениях есть конструктивные моменты, интересные даже с точки зрения обсуждаемых в настоящей работе проблем.

Действительно, для крестьянской России во все времена, не только теперь, сегодня, вопрос о земле был бесспорно фундаментальным (вспомним, движение за отмену крепостного права и его отмена, кризис в сельском хозяйстве и реформы Столыпина, Декрет о Земле при советской власти и др.), несмотря на бескрайние её просторы и обилие земель, пригодных для обработки. Поэтому Владыка Кирилл возвел этот вопрос до уровня нравственного.

Для нас, жителей Узбекистана, земельный вопрос также является фундаментальным, его святость зафиксирована не только в священных книгах Ислама, исповедуемого большинством населения, но и в Конституции Республики Узбекистан, в земельном Кодексе Республики. Наше общество не признает частную собственность на землю, за исключением случаев, предусмотренных законом, не признает куплю-продажу орошаемых земель, этого великого достояния всего населения республики. Не менее нравственным, в условиях Узбекистана является вопрос о пресной воде, являющейся также достоянием народа Узбекистана. Земля (орошаемая) и вода . вот краеугольный камень экономики республики, фундамент устойчивого развития народного хозяйства в новом, XXI веке.

Очень интересным, с нашей точки зрения, является предложение выработать «мировой стандарт человека XXI века». Но вторая часть предложения . синтезировать этот стандарт на основе только либеральной идеи Европы с её ценностями и на основе ценностей православной церкви России» не до конца продуман, поскольку многовековой опыт других стран, находившихся под влиянием других мировых религий (буддизма, иудаизма, христианства, с отличными от православия конфессиями, ислама) и наработанные там ценности не могут быть проигнорированы. Это не только несправедливо, но и безнравственно. Кроме того, пока не ясно, приемлемо ли само понятие «стандарт человека», поскольку оно не совсем укладывается в границы привычных для нас определений человека как личности, как равноправного члена гражданского общества, хотя близкие к нему стандарты, например, «стандарт бакалавра», «стандарт магистра» уже вошли в наш обиход. Поэтому, возможно, будет целесообразнее сначала попытаться рассмотреть не «стандарт», а «кодекс требований к человеку XXI века» или «комплекс жизненных кредо человека XXI века» (названия условные, их можно будет уточнить), имея в виду общепринятые правовые и моральные установки в увязке с ограничительными мерами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Небезынтересно, хотя бы в общих чертах, представить, как выглядел бы «кодекс требований», например, для гражданина Республики Узбекистан в наступившем XXI веке. Не трудно представить, что он должен состоять из ряда разделов:
1. Общие положения:
1.1. Конституция Республики Узбекистан гарантирует равные права всем гражданам республики, независимо от возраста, пола, национальности, расы, вероисповедания, образования и др.
1.2. Он привержен национальной идее, целью которой является содействие строительству суверенного демократического, светского и развитого государства Узбекистан.
1.3. Он руководствуется национальной (но не националистической) идеологией, указывающей пути достижения главной цели и защиты её от посягательств чуждых идеологий.
2. Он должен знать:
2.1.Без полновесного всеобщего образования в наступившем, XXI веке, человеку сложно будет организовать свою жизнь. Учиться дальше, что гарантировано Конституцией, и приобретать знания никогда не поздно.
2.2. Трудолюбие и трудовые навыки . эти качества должны сопровождать всю его сознательную жизнь, совершенствоваться и приумножаться со временем.
2.3. Человек всю жизнь находится в окружении (или под воздействием) правовых, морально-нравственных полей, его поведенческие действия и отношения в семье, махалле, обществе, на работе и в государстве в целом регулируется . зримо и незримо . совокупностью конкретных законов, морально-этических норм и правил, и он должен стремиться в меру своих возможностей постигать и знать их. Чтобы не допустить грубых ошибок и противоправных действий он должен с малолетства понимать и различать некоторые морально-этические категории, как:
• Добро и зло;
• Халол и харом, в том числе хирром;
• Совоб и гунох (грех);
• Справедливость и беззаконие;
• Честь и позори др.
2.4. Должен осознать, что человек является частью природы, а не господином над нею, поэтому он лично, наравне со всеми другими, в ответе за ее (природы) сохранность, за чистоту и благополучие окружающей среды.
2.5. Его действия и поступки, не соответствующие данному комплексу требований (точнее, нарушающие законы республики, правила и нормы действующей морали и этики) сразу или позже, но обязательно станут достоянием общественности (родственников, соседей, сослуживцев и др.) в форме их осуждения или официального судебного разбирательства с последующим за этим наказанием. Поэтому он еще с детства должен стараться выработать в себе как бы внутренние «защитные тормоза» от совершения дурных поступков и действий.
3. Он имеет право:
3.1. Пользоваться широким комплексом демократических свобод и прав, гарантируемых Конституцией Республики Узбекистан (права человека, свобода слова, свобода совести быть верующим или, наоборот, атеистом, избирать и быть избранным в законодательные органы государства, участвовать в работе общественных и не государственных организаций и т.д.).
3.2. Устраивать свою жизнь по своему усмотрению (выбирать профессию и род деятельности, делать карьеру, создать семью и иметь детей и др.).
3.3. Защищать свою честь и достоинство, а также другие законные права, в случае их попрания со стороны кем бы он ни был, обратившись в суды различных инстанций, вплоть до Верховного Суда РУз.
4. Он обязан:
4.1. Не заниматься противозаконной и противоправной деятельностью в любой форме и под любым названием, направленной против существующего конституционного строя или наносящей экономический или иной ущерб республике.
4.2. Не заниматься наркобизнесом, проституцией, торговлей оружием и боеприпасами, не оказывать содействия другим в осуществлении такого рода деятельности.
4.3. Не совершать действия и поступки, порочащие честь и достоинство гражданина Узбекистана (взятничество, коррупция, использование в корыстных целях служебного положения, должностное очковтирательство, нештатные отношения с подчиненными и т.д.).
4.4. Не наносить ущерба и не допускать нанесения ущерба другими, окружающей среде в любой форме, в т.ч. и в первую очередь, ущерба воде и водным источникам (ее загрязнение, бесполезная трата в виде утечек, затопления орошаемых полей, сброса в КДС и т.д.).
4.5. Не унижать честь и достоинство других граждан в любой форме и под любым псевдо оправдательным предлогом.

Приведенный далеко не полный по содержанию проект, точнее, первая зарисовка, «кодекса требований» (разумеется, такая работа должна выполняться первоначально группой опытных специалистов и ученых в области юриспруденции, истории, философии, социальных наук, Ислама и Шариата и т.д.) и пройти всенародное обсуждение) позволяет высказать некоторые соображения и предложения:

1. Наступивший XXI век существенно отличается от прошлых тем, что быстро сокращаются не возобновляемые природные ресурсы, а возобновляемые, например, водные ресурсы, во многих местах исчерпаны, и их качество повсеместно ухудшается. В этих условиях человечество обязано вести образ жизни в соответствии с постоянно меняющимися условиями, следовательно, в его жизни определяющими будут такие понятия, как экономия, сбережение, ограничение и т.д. Нормирование, лимитирование и стандартизация во всем — это один из главных путей решения возникающих проблем в будущем. Отсюда рамочное регулирование потребностей человека, его поведенческих действий и поступков в быту, на работе и в обществе с помощью общепризнанного «кодекса требований» является практически полезным и необходимым и ни в коей мере не ущемляет его права.

2. Формулировка и доводка «Кодекса» до практического применения . это не самая трудная часть проблемы. Трудности возникнут при его практическом внедрении. Вся система воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения . семья, махалля, школа, институты, женские и молодежные организации, средства массовой информации, религиозные организации т.д. в своей деятельности постоянно должны разъяснять цели и значение «кодекса». Конечной целью такой масштабной нравственно-просветительской работы должна быть выработка у большинства населения, прежде всего подрастающего поколения, осознанных, как бы внутренних морально-нравственных механизмов, автоматически действующих и оберегающих человека от дурных поступков и деяний.

3. Настоящий параграф был озаглавлен «Воду умеет сберечь нравственно воспитанный человек». Смысл заголовка ясен, и вряд ли можно возражать против его содержания. Но здесь вопрос в другом. Как показано выше, воспитание человека, имея в виду его морально-нравственные качества, носит комплексный и целостный характер. Нравственный человек, как правило, во всех своих делах остается нравственным, и его человеческое отношение к воде, — это частный случай его нравственной сути. Другими словами, хотел бы подчеркнуть, что если человек будет воспитан в духе требований «кодекса», он обязательно будет относится к воде, как и к хлебу, как к некоему священному дару от Бога, то есть экономно и бережно.

Глава из книги: ВОДА И ЭТИКА (Раздумья специалиста и человека)
Автор: Абрар Кадыров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*