Учение ислама о воде и об отношении к воде

Прежде чем обратиться непосредственно к первоисточникам священным книгам мусульман Корану и хадисам, . разреши себе привести некоторые высказывания известных ученых-исследователей об исламе, как религии и учении.

ggryunebaum

Один из крупнейших востоковедов ХХ в.  Г.Э. фон Грюнебаум сказал: «Даже неверующий сочтет если не чудом, то, по крайней мере, чем-то необыкновенным тот факт, что на таком узком фундаменте, как население и цивилизация языческой Центральной и Северной Аравии, могло вырасти столь величественное и великолепно построенное здание. Эта структура обрела жизнестойкость и силу в своей способности трансформироваться из религиозной общины, имевшей чисто национальную природу, в культурное сообщество, которое было и религиозным, и наднациональным, сохраняя в то же самое время, право на существование и на статус государства»*.
Историков и востоковедов всегда интересовало, благодаря каким свойствам ислам утвердился, как основная религия на огромных пространствах арабской экспансии в период правления халифов, и вытеснил существовавшие там местные религии. Например, до завоевания арабами Мавораунахр (араб.- территория за рекой . имеется ввиду Амударья) здесь исповедовали иудаизм, христианство, огнепоклонство, буддизм, шаманство и т.д. Вот что пишет известнейший русский востоковед В.В.Бартольд: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от мусульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитвенный обряд и отдавал часть своего имущества в пользу бедных».**

Санжар Джаббаров в своей книге, упомянутой выше, приводит следующее высказывание известного мусульманского ученого, ректора университета Аль-Азхар Шейха Махмуд Шалтута: «Ислам . не только духовная религия, как ошибочно воображают некоторые.

Напротив, ислам универсален по своему характеру, он не только определяет отношения между человеком и Творцом, но устанавливает также правила, которые регулируют отношения между людьми и дела государственного значения с целью обеспечить благосостояние всего общества». Комментируя эту цитату, Санжар Джаббаров оттеняет следующий момент: «Высокие моральные качества, особенно вопрос об отношении человека к другим людям, составляющий по существу основу всего нравственного поведения, в новой религии и, особенно, в ее правовых нормах принял вероисповедный характер и составил один из важных элементов ее этической системы».

В этом контексте наше желание выявить и обозначить морально-этические аспекты и нормы, изложенные в законоположениях Шариата и других источниках ислама, в области водопользования, управления водными ресурсами и охраны вод и т.п. продиктовано, с одной стороны, поиском путей интенсификации человеческого фактора при решении усложнившихся задач в области водного хозяйства, а, с другой стороны, привлечением внимания специалистов-правоведов, философов и др. к данной проблеме.

*Санжар Джаббаров. Шариат, семейное и обычное право в Узбекистане: история и современность, Т., «ФАН», 1996 (цитата по данному источнику)

** В.В.Бартольд, Мусульманский мир. Академик В.В.Бартольд, сочинения, т.IV. с.218

Глава из книги: ВОДА И ЭТИКА (Раздумья специалиста и человека)
Автор: Абрар Кадыров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*