Как известно, первые представления людей, наших далеких предков, о воде и её свойствах формировались благодаря религиозным образам и установкам. Или, как утверждают авторы с материалистическим мировоззрением, наоборот, первые представления людей об окружающем мире дали толчок появлению разного рода религией.
Появление мировых религий . буддизма, зороастризма (огнепоклонства), иудаизма, христианства и ислама . имело колоссальное значение в жизни человеческого общества, поскольку религии не ограничивались отдельными догмами, установками и нормами, обязательными для соблюдения верующими, а создавали целостные учения через свою философию, право, мораль. Все это способствовало формированию у верующих своеобразного типа мышления и поведенческих действий.
Вся жизнь человека от рождения и до последнего часа связана с водой: он и потребитель, и пользователь воды. Он использует воду для создания жизненной среды и отдыха и т.д. Словом, она играет в его жизни решающую роль, как и хлеб насущный. Это обстоятельство не могло не отразиться в его поведенческих действиях по отношению к себе подобным, к окружающему миру. Местами изначальная дефицитность пресной воды или трудность её получения и доставки обусловили появление особых водных отношений между людьми, внутри общества или религиозной общины, которые должны были регулироваться некими общепризнанными правилами и нормами. Вполне очевидно, что религии не могли стоять в стороне от разработки соответствующих установок, освящая все это именем Бога.
Тем не менее, постановка вопроса в плане «вода, водные отношения в свете этико-нравственных требований», будучи не традиционной и своеобразной, оказалась практически не освещенной в общедоступной литературе. Поэтому, говоря о роли воды в жизни людей с точки зрения религии, иногда приходилось обращаться к косвенным материалам или фактам, например, к отношению религии к орошаемому земледелию или к природе в целом.
Глава из книги: ВОДА И ЭТИКА (Раздумья специалиста и человека)
Автор: Абрар Кадыров