Вода служила предметом и стимулом для множества видов искусства, таких, как живопись, музыка и литература, и в некоторых случаях являлась основным объектом исследований мастеров.
Вода была представлена в разных формах, иногда как символ или в стилизованной форме; в прошлом прилагались усилия по постижению реалистичной природы воды, как в случае искусства Запада в эпоху Возрождения в конце XV века.
Часто искусство служило водным культам посредство изображений, олицетворяющих физические и метафизические аспекты воды и многочисленные водные божества.
Некоторые мастера были заинтересованы в самой воде. Одним из них был Леонардо да Винчи, который был очарован водой и изучал ее как в качестве художника/ученого, так и в качестве инженера-гидролога. Другие пытались пояснить свойства воды буквально, образно, символически или аллегорически в мифологии, религии и фольклоре.
Леонардо да Винчи назвал воду «возницей природы» («vetturale di natura»), считая, что вода значит для мира то же, что и кровь для нашего организма. Его, ставшего свидетелем сильных штормов, пугала разрушающая способность воды, и он проводил многочисленные исследования по движению воды. Леонардо также изучал воду для того, чтобы научиться контролировать ее. Всю жизнь Леонардо мучила мысль о возможности великого водного катаклизма. В своих записях и чертежах он описывал ужасные наводнения и сильные штормы.
Серия «Водяные лилии», начатая Клодом Моне в 1897 году, свидетельствует о его одержимости в последние годы его жизни идеей изображения отражения и преломления луча света на поверхности воды. В своем письме другу от 1908 года художник написал: «пейзажи и отражения на поверхности воды стали навязчивой идей. Я старый человек, и это мне уже не по силам, но я все еще хочу преуспеть в изображении того, что я чувствую …».
Для Дэвида Хокни изображение веществ, которые прозрачны и зрительно продолжают изменяться, как, например, вода, («так как она может быть, чем угодно, она может быть любого цвета, она подвижна, она не подлежит определенному визуальному описанию») было постоянным источником очарования и сильно притягивающим занятием.
Журчанье течения, оглушительный шум водопада и быстрое капанье воды при весеннем оттаивании – такое сочетание звука является музыкой природы. Было написано множество песен о воде, но можно сочинить еще большее количество композиций, которые были под влиянием различных интонаций перемещающейся воды. Возможно, это объясняется нашей инстинктивной человеческой реакцией на звуки воды. Баллады о воде могут варьировать от сильного рева волн и водопада до игривого извивания реки; обе крайности могут быть вдохновляющими – одна из-за мощи, а другая из-за мягкости.
Источник информации:
the Water and Culture section of the UNESCO’s ‘Sound of our Water project’ website
Water and the Canadian Identity website () and ‘Reflections on Hockney’s work’
a university thesis by Pierre Saint-Jean.
Источник: UNESCO Water Portal, февраль 2006 г.