Целительная влага кяризов

Автор: О. Гундогдыев
Фото: Г. Полтарев

Большую часть туркменской земли занимают пустыни, и туркмены научились ценить воду, сравнивая ее с золотом: «Капля воды — крупица золота»

Ирригационные системы в оазисах Туркменистана отличались друг от друга. Например, в прикопетдагской полосе не было таких крупных и полноводных рек, как в Мервском (р. Мургаб) или Лебапском (р. Амударья) оазисах. Многочисленные речки и ручьи, стекающие со склонов Копетдага, всё же не могли удовлетворить нужды земледельцев. Поэтому здесь широко стало использоваться кяризное орошение. Интересно, что еще античный историк Полибий сообщал о строительстве кяризов в Южной Парфии, отмечая, что тому, кто проведет «ключевую воду в местность, до той поры неорошенной», предоставляется вся область в пользование сроком на пять поколений. И это не случайно. Кяриз — сложное гидротехническое сооружение, представляющее собой систему колодцев, соединенных подземными галереями. Строительство кяризов, глубина которых доходила до нескольких сотен метров, а длина галерей — километров, являлось чрезвычайно трудоемким и опасным делом В средние века кяризы на территории Туркменистана были довольно многочисленны. Правитель Хорасана Абдуллах ибн Тахир (830—840 гг.) даже поручил знатокам религиозного права (факихам) составить специальное руководство по кяризам. Автор XI в. Гардизи пишет, что составленная книга «Китаб ал-Куний» («Книга о колодцах») продолжала служить руководством и спустя 200 лет после ее написания. К сожалению, до наших дней книга не дошла.

В пустынной местности кяризы являлись фактически единственным источником питьевой воды. Туркмены берегли их, тщательно укрывая от пустынных наносов. Интересно, что мастера — кяризгены рыли подземные галереи без каких-либо сложных измерительных приборов, а ведь для того, чтобы вывести фунтовую воду на поверхность, нужно было отрыть несколько десятков колодцев, соединяя их подземными траншеями, укрепляя ходы и колодцы деревом и камнем. Причем колодцы рыли снизу вверх, что являлось гораздо более трудоемким и опасным занятием. Строительство одного кяриза растягивалось на годы, но извлеченная вода орошала десятки гектаров плодородных земель.

До недавнего времени кяризы снабжали население питьевой водой. Крупные кяризы действовали в этрапе Бахарлы. Это кяризы Чопан, Гараджа, Гечи, Эгри, Йылысув, Гоудуш, Хунтуш, Готур, Айнабат, Ахран, Мелеви, Чахарынун, Ханкяриз, Туйли, Кюрахан, Достбагы, Джанабад и др.

Известно также, что в 1925 г. в Багире находилось десять действующих кяризов (Гарачешме, Гараяглы, Ишан — кяриз, Токгала, Авлиз Али, Ойчешме, Нусайчешме, Касымчешме, Балыклы, Паджаяб), на долю которых приходилось 447 литров воды в секунду.

Кяризы поражают своей основательностью и грандиозностью. Например, подземная галерея кяриза Конемурча имеет высоту до 4-х метров при ширине 2 метра! Дурунские же кяризы поражают своей протяженностью. Они питали в древности водовод из жженого кирпича, который тянулся на десятки километров от предгорий до города Шехрислам, расположенного на границе с пустыней.

Мощная система кяризов существовала в местечке Бикрова (ныне Чандыбилский этрап Ашхабада). При раскопках городища Акдепе в Бикрова автор этих строк насчитал

38 заваленных колодцев, тянувшихся по дуге юго-запад-юг и далее на юг до современного автобана. Видимо, колодцев было намного больше, и они тянулись от предгорья к древнему городищу.

Как отмечается в «Обзоре Закаспийской области с 1882 по 1890 годы», в начале 1890 г. только в Асхабадском уезде насчитывалось 17 кяризов и 140 колодцев. Да и в самом Ашхабаде вплоть до 40-х годов XX века действовали четыре крупные кяризные системы.

01789

01791

01795

У туркмен существовал даже культ Шахызенны -покровителя колодезного дела (guyyn piri), в честь которого устраивались жертвоприношения. После снятия верхнего фунта земли мастера колодцев созывали людей на садака в честь Шахызенны, дабы рытье не сопровождалось несчастьями. Начиная от поиска благоприятного места для колодца и до самого окончания работ, мастер молил Шахызенну послать ему удачу.

Всем известно, что вода из кяриза отличается прекрасными вкусовыми качествами, недаром в народе говорят: «Käriz suwy — jan suwy» («Кяризная вода — целительная вода»).

Об авторе:
Овез Гундогдыев,
заместитель директора по науке Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана,
профессор

Журнал Возрождение №4, 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*