О святой воде

Вода занимает в жизни человека важное место. И как в обыденной жизни человека, так и в жизни Церкви она занимает одно из значимых мест.

Как каждый день человек имеет дело с водой, так и в Церкви с водой связано множество обрядов и священнодействий, вода используется также и в таинствах.  

Чтобы лучше понять, что такое вода для Церкви Христовой, можно посмотреть в ее прошлое — Ветхий Завет. В Ветхозаветной истории есть много упоминаний о воде. Самое известное и, наверное, страшное упоминание о воде — это всемирный потоп. Моисей (имя это означает «взятый из воды» (Исх. 2:10) ) извел воду из камня в пустыне. Он же, опустив древо в горькие воды местности Мерры, чудесно Божией помощью сделал их годными для питья. В Иерусалиме находилась так называемая Овчая купель, в которую раз в год сходил Ангел и возмущал воду, и тот, кто первым спускался в эту купель выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

В Новозаветное время вода приобрела более глубокий и спасительный смысл и содержание. Можно сказать, что вода — это начало Евангелия. Именно после своего крещения в Иордане Воплощенный Господь Иисус Христос начал свою проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Своим Крещением Он «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество. Страшные воды потопа теперь стали благодатным средством возрождения к новой жизни. Если в Овчей купели единожды в год человек получал исцеление от телесных недугов, — то теперь купель крещения не перестает исцелять от греха человечество и рождать христиан к жизни вечной. Если Моисеево чудо с претворением горьких источников Мерры погружением древа было единожды, то теперь постоянно Церковь Христова Крестом Христовым освящает ее и молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную». Моисей источил воду из камня в пустыне, а теперь Господь Иисус Христос говорит: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14).

Вода и благодать близки по своим качествам: как вода очищает, оживотворяет и наполняет тело, так и благодать очищает душу, дает человеку благодатную помощь, освящает, животворит и может наполнять собой человека. Сам Христос провел эту параллель между благодатью и водой, говоря о благодати как о воде. С Воплощением Бога, с Его пришествием на землю наше падшее естество получило возможность, получило дар — проникаться благодатью, приближаться Богу. Сам Богочеловек Иисус Христос крестился в Иордане, освятив собой водное естество, — поэтому и Его Церковь освящает воду, которая используется в разных ее нуждах. Освящается естество водное и становится средством духовного возрождения человека. Иорданские воды, прикоснувшись к безгрешному и сияющему телу Богочеловека, очищаются и получают силу обновлять человека, возвращать ему нетление и делать его наследником вечной жизни. Для того, чтобы человек встал на путь к жизни вечной, нужно было освободить его от зла, родиться ему от воды и Духа (Ин. 3:5)

При освящении воды священник молится: «Причастием воды сия и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее…». «Сам убо Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ее нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену».

На нашей издревле Православной Родине как знамение Своей милости Бог явил многочисленное количество святых источников, которые сообщают благодатную помощь, исцеление души и тела всем с верой пьющим от них.

Сейчас, к сожалению, появилось много сект, которые своих последователей ставят вне Божественного покрова Святой Церкви. Они не могут принять того, что вещь может быть освящена. Это потому, что сектантство появилось уже в христианском мире, в мире, в котором уже не было реального язычества, и потому оно не смогло разглядеть духовную необходимость тех сторон православия, которые сформировались в эпоху первохристианской борьбы с языческим миром. Сектанты не видят реальности зла и потому лишь могут смеяться, читая в православных молитвословах молитвы «на освящение всякой вещи». Однако же уже сегодня тысячи людей, прежде далеких от всякой религиозности, готовы подтвердить, что дом действительно надо освящать, что святая вода и обряды Православия есть не просто бабушкино суеверие.

Великое значение воды для христианина — что через ее посредство он рожден к вечной жизни, стал членом Церкви, Тела Христова. Таинство Крещения есть умирание для жизни плотской, греховной и рождение от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Купель крещения есть начало новой жизни. Принимая Крещение мы становимся новым человеком, мы становимся христианином, обязываемся отложить ветхого человека, сочетаемя Христу, исповедуем Его и обещаемся служить ему всю жизнь. Мы крещаемся во имя Святой Троицы (Мф. 28:19), облекаемся во Христа. В этом «облечении во Христа» и состоит сущность самого таинства Крещения, в нем — и сущность нашего христианского звания. Как облеченные во Христа мы носим Его имя, образ, усыновляемся Отцу и обязываемся жить «не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Как воды всемирного потопа — вода Крещения, получившая от Христа новую силу и новую благодать, потопила грехи людские, — вводя их через крещение в Церковь. Теперь мы освящаем воду и молимся, чтобы через причащение воды вкусить нам благодати освящения, ведущей в жизнь вечную. Освящая воду, Церковь призывает в молитвах своих Божественное Иорданово благословение. Верующие пьют освященную воду, кропятся ею, кропятся их жилища.

На каждом водосвятном молебне Церковь возглашает: «Господь, просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?! Господь, Защититель живота (=жизни) моего, — кого устрашуся?!». Никакие козни врага рода человеческого не принесут нам никакого вреда, если с нами защищающий и покрывающий своим благодатным покровом Бог.

Итак, вода занимает в жизни христианина весьма важное место: ее посредством через крещение он входит в Церковь, ее помощью он поддерживает себя на пути к Богу, она Божественной силой защищает его самого и окружающие его вещи от зла.

Источник: http://adran.narod.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*