Бури, наводнения, коварные омуты, разрушительные цунами… Что ещё приходит на ум, когда рассуждаешь о грозной ипостаси воды? О воде, несущей страдания и смерть? И всё же, ужасы разгулявшейся водной стихии меркнут перед той кошмарной ролью, которую то и дело, спокойно и прагматично, навязывали «источнику жизни» сами люди…
СМЕРТЬ В ВОДЕ
« — Ну, выкладывай, о чем он сейчас говорил! Вы растабарывали оба о плаваниях, кораблях, капитанах? Ну! Живо!
— Мы говорили о том, как людей под килем протягивают, — ответил Морган.
— Под килем! Вполне подходящий для тебя разговор. Эх, ты! Ну, садись на место, Том, дуралей… »
( Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»)
«Протаскивание под килем» (килевание), о котором туманно упоминает в своём знаменитом романе Стивенсон, было в прошлые времена наказанием для особо провинившихся моряков. Ещё на древнегреческих изображениях можно видеть, как подобным образом расправляются с пиратами. В новое время к этому виду наказания часто прибегали капитаны английских и голландских судов.
Заключалось оно в следующем. Брали длинную верёвку, протягивали её под килем и вытягивали с другой стороны, как бы опоясывая корабль. Затем за один конец привязывали наказуемого и бросали его в воду. После этого часть команды начинала тянуть верёвку за другой конец, протягивая, таким образом, преступника под днищем корабля. Килевание считалось очень суровым и болезненным наказанием. Если у «пловца поневоле» оказывались хорошие лёгкие, и он не захлёбывался под водой, то часто уже на палубе истекал кровью. Ведь днище корабля было настоящей «тёркой» из-за налипшего слоя острых ракушек, которые буквально раздирали кожу. А бывало, что и канат заклинивало… И всё же у моряков, которых подвергали процедуре килевания, был шанс выжить. Чего не скажешь о несчастных, приговорённых к смерти «посредством воды».
Казнь через утопление существует ровно столько, сколько человечество живёт у водоёмов. В Древнем Риме утоплением каралось сначала отцеубийство, а затем и убийство матери и ближайших родственников. Преступников топили в кожаном мешке, причём вместе с приговорённым зашивали собаку, петуха, обезьяну и змею – символические «грехи» в понимании древних римлян. На жертв политических репрессий животных не тратили. Осуждённых просто бросали связанными в Тибр, не исключая женщин и детей. Любил топить своих врагов римский император Тиберий. Местом подобной бойни он избрал остров Капри. «…Отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах, — пишет Светоний, — а внизу матросы подхватывали и дробили баграми и веслами трупы, чтобы ни в ком не осталось жизни».
Историк Тацит сообщает, что у древних германцев существовал обычай топить в грязи или болоте воинов, показавших себя трусами, а также тех, кто «обесчестил своё тело». Это свидетельство подтверждают позднейшие находки. При осушении болот в Европе было найдено большое количество мумифицированных трупов. Многие из них закованы в цепи. Среди найденных мумий большинство составляют женские, так что, очевидно, под «обесчестившими своё тело» подразумевались «преступницы» против целомудрия.
Процветала казнь утоплением и позже. Активно пользовались ею большевики во время гражданской войны в России. Так, в январе 1918 г., проводя политику террора в Крыму, они без счёта топили в Черном море людей, приговоренных к смерти. При этом к ногам жертвы привязывали груз. Есть свидетельства, что позднее подобные расправы применялись в системе ГУЛАГа.
Иван Грозный – изобретатель экзотических казней – не мог удовлетвориться только лишь банальным утоплением в воде. В 1570 году по «изменному делу» был казнён царский казначей Никита Фуников-Курцев. Царь приказал попеременно обливать несчастного крутым кипятком и холодной водой. Другой ужасный вид «водяной смерти», существовавший при Иване Грозном — это кипячение в жидкости. В России он, главным образом, использовался по отношению к государственным изменникам. Приговоренного сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котел на огонь… Не отсюда ли картины Ада на старинных изображениях? Тем более что кипячение в жидкости активно применялось и в других странах. К примеру, в средневековой Германии подобным образом расправлялись с фальшивомонетчиками.
Во Франции дворяне, произносившие позорные ругательства, должны были уплатить штраф. А вот простолюдин за такое же преступление подлежал утоплению. Впрочем, в полной безопасности не мог себя чувствовать никто. Однажды знатный дворянин Луи де Буа-Бурбон повстречал на улицах Парижа французского короля Карла VI . Он поклонился ему, но не встал на колено. Карл приказал арестовать наглеца. Вскоре злостный нарушитель этикета был помещен в мешок и брошен в Сену. На мешке было написано «Дайте дорогу королевскому правосудию»…
«СУД БОЖИЙ»
«Ордалия», или «Суд Божий» — так в средневековом судебном процессе именовали процедуру установления истины, когда обычные, «человеческие» методы дознания были невозможны. Решение как бы предоставлялось небесному правосудию. Одним из самых распространённых видов ордалий было испытание водой. Выяснение виновности или невиновности с помощью воды практиковалось ещё в глубокой древности. Один из законов вавилонского царя Хаммурапи (18 в. до н.э.) рекомендовал в сложных случаях обращаться к воле бога Реки. Для проверки подозреваемого бросали в воду. Если он тонул, то считалось, что Река, то есть бог Реки, покарала виновного, если же нет — то он считался оправданным. Существовали и другие виды водных ордалий. К примеру, в Индии и Европе обвиняемый должен был нырнуть под воду и находиться там, держась за ноги лучника, до тех пор, пока тот не выпустит стрелу, и эту стрелу не принесут обратно.
Если испытуемый за это время не показывался над поверхностью, то считалось, что он невиновен. Если над водой показывалась хотя бы какая-то часть его тела, то – виновен.
А в Иудее, согласно Торе, женщина, которую подозревали в неверности, должна была выпить «горькую воду». Считалось, что вода превратится в яд, если женщина виновна.
Интересно, что, как полагают некоторые современные исследователи, «Суд Божий» нередко действительно помогал установлению истины. Ведь сознание людей того времени, в том числе и преступников, было религиозным. Невинно обвинённый человек был абсолютно уверен, что его защитит Бог… и творил чудеса. Напротив, виновный в преступлении ожидал неминуемой небесной кары и мог умереть в страшных мучениях, выпив, к примеру, безобидной воды с перцем.
С приходом христианства практика ордалий достигла своего расцвета. Самой невинной из них была ордалия со священной водой. Состояла она в питье воды, которая использовалась для омовения священных изображений. Человек объявлялся преступником, если в течение одной-двух недель после питья такой воды его или его близких родственников постигал любой вид бедствия: болезнь, потеря собственности и т.д.
Гораздо тяжелее было испытание кипящей водой. В котёл вливали большее или меньшее количество воды (в зависимости от тяжести возводимого на человека обвинения) и ставили его на огонь. Обвиняемый должен был достать со дна кипящего котла какой-нибудь предмет – к примеру, кольцо. На вынутую из кипятка руку надевали холщовый мешочек и скрепляли печатью. Рука подлежала осмотру через три дня. Приговор зависел от состояния кожи испытуемого. Если раны хорошо заживали, то его невинность считалась доказанной.
Когда Европу захлестнула волна процессов над ведьмами, и повсюду запылали костры инквизиции, «водная проба» стала решающим аргументом для обвинения в колдовстве. Несчастных женщин десятками тащили к водоёмам. Там, в строгом соответствии с рекомендациями католических охотников на ведьм, их раздевали догола и связывали перекрестно большие пальцы рук и ног: правую руку к левой ноге, а левую – к правой. Вокруг пояса затягивали верёвку, чтобы вытащить тонущих прежде, чем они захлебнутся, а затем бросали обвиняемых в воду. Исход «Божьего Суда» в средние века трактовался прямо противоположно, чем в древности. Считалось, что если жертва камнем шла ко дну, то она невиновна, если же держалась на поверхности, то перед судом была настоящая ведьма. Такая уверенность основывалась на представлении о воде как божественном элементе, отторгающем всё нечистое. Английский король Яков I писал в своей «Демонологии»: «По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения». Однако слишком большое количество выявленных «ведьм» уже в те времена заставило многих скептиков сомневаться в состоятельности водных проб. Действительно, поза перекрёстно связанной женщины напоминала современное упражнение для начинающих пловцов – «поплавок». Неудивительно, что те, кто не нахлебался воды в первые же секунды, инстинктивно удерживались на поверхности. Немецкий священник Юстус Ольдеркоп описал в своём трактате сцену, увиденную им в одном городке. При проверке заподозренных в колдовстве женщин все они удержались на воде. Зрителей разобрало любопытство. Они выбрали человека, по общему мнению, никак не повинного в колдовстве, и заплатили ему за то, чтобы он согласился быть связанным и брошенным в воду. Доброволец не утонул. К сожалению, это не спасло потенциальных «ведьм». Суд посчитал, что дьявол нарочно запутывает следствие. Однако число противников водных ордалий продолжало расти. Официально «водные пробы» попали под запрет к середине 17 века, но в виде суеверия продолжали существовать на задворках Европы вплоть до 19 столетия.
ПЫТКИ ВОДОЙ
Придумывая изощрённые мучения для себе подобных, человеческая мысль, конечно, не прошла мимо широких возможностей воды. К тому же, у пыток водой было большое преимущество – они могли продолжаться очень долго и не оставляли следов на теле жертвы. Поэтому в старину показания, полученные у заключённых с помощью «водных мучений», приравнивались к добровольным. Среди многочисленных пыток водой была такая: арестованного привязывали к пыточному столу и вливали ему в рот с помощью воронки большое количество воды от 4 до 15 (!) литров. Затем угол наклона тела меняли, и вес наполненного желудка сдавливал лёгкие и сердце. Чувство нехватки воздуха и тяжесть в груди дополняла боль от растянутого желудка. Если этого было недостаточно для того, чтобы заставить признаться, палачи клали доску на раздутый живот истязуемого и давили на него или били по животу палками, усиливая страдания жертвы. Существовала и экзотическая пытка каплями воды. В России в 1671 году такой пытке подвергли Степана Разина. Заключалась она в следующем. Узника привязывали к стулу и на его выбритую макушку медленно, капля за каплей, сочилась вода. Через некоторое время каждая падающая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Холодная вода вызывала спазм сосудов головы и разрастающийся очаг угнетения в теменной области. После адских страданий допрашиваемый терял сознание. Вода в руках палачей действительно становилась страшным орудием. Даже такая, казалось бы, незатейливая пытка как поливание водой закрытого куском ткани лица жертвы приводит к тяжелейшим мучениям: человеку казалось, что он бесконечно тонет.
Все описанные ужасы можно было бы отнести к леденящим душу страницам прошлого, если бы не недавние сообщения информационных агентств. Речь идёт о скандале, разразившемся в США вокруг «водных пыток». В 2008 году администрация Джорджа Буша письменно подтвердила, что разрешила ЦРУ использовать при допросах заключённых, подозреваемых в связи с Аль-Каидой, пытки водой. Сегодня правозащитники требуют привлечь экс-президента к суду за приверженность к насилию. Президент Барак Обама настроен категорично и «твёрдо намерен официально запретить пытки водой и другие тяжёлые методы допроса». Однако в верхних эшелонах американской власти обсуждают вопрос о том, что «в очень исключительных случаях» пытки надо всё же разрешить. Так что, увы, тема «страшной воды» остаётся актуальной и сегодня…