Свод постановлений мусульманского права (Шариата) о водопользовании и землепользовании

(Из архивных материалов бывшего Управления ирригационных работ в Туркестане «Иртур»,
Журнал «Вестник ирригации», 1924, № 9)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Водное право в Туркестане вырабатывалось тысячелетиями и имеет здесь первенствующее значение, ибо есть вода – есть и жизнь и благосостояние; нет воды, отняли её или иссякла она – идет голод, смерть, переселение. Завладев Туркестаном, русское правительство , незнакомое с местными условиями, поневоле предоставило, на первое время, управление внутренними распорядками по всем делам, не имеющим политического значения, выборным туземного населения и оставило в силе обычаи и местный писанный закон – шариат. А у киргизов – адат в той сфере правоотношений, которая не могла быть до поры до времени определена русскими законами.

В 1877 году /12 лет спустя после взятия Ташкента/ К.П.Кауфман ввел временные правила по ирригации. Жизнь выявила в ближайшее время несоответствие этих правил практическим потребностям, что явилось естественным следствием незнакомства русских с новым для них делом и с особенностями законодательства мусульманского населения. Но, несмотря на полную ясность сознания, у администрации о ненормальности создавшегося положения, мы не видим серьезных попыток изучения обычного водного права и урегулирования водопользования до самой революции.

Бывшее Управление ирригационными работами в Туркестане /ИрТур/, разрабатывая во втором десятилетии текущего столетия проекты орошения и колонизации Туркестана, невольно пришло к необходимости детально ознакомиться с местным законодательством и поручило некоему Давлетшину, крупному знатоку туркестанской жизни, сделать перевод нужных мест из Шариата.

Расформирование ИрТура помешало довести дело до конца и рукопись перевода, находящаяся ныне в архиве Водного Управления в Туркестане, не имеет даже подписи Давлетшина, почему и была передана на просмотр профессору Восточного Института в Ташкенте А.Э.Шмидту, давшему о ней следующий отзыв:

shmid

1. Рукопись представляет собой компилятивный русский перевод соответствующих отделов Шариата с арабского языка по нескольким источникам, автором перевода всюду указанным.

2. Проверить перевод и работу автора, в смысле компиляции, полностью – мне не удалось, так как я не имел возможности достать все использованные переводчиком первоисточники.

3. В той части, которую мне удалось проверить, перевод исполнен правильно: я позволил себе внести лишь небольшие поправки.

4. Полагаю, что и в остальной части перевод исполнен также удовлетворительно, но, конечно, без полного сличения с первоисточниками брать на себя ответственность не могу, тем более, что в нескольких местах, по-видимому, судя по контексту, вкрались небольшие неточности.

5. Что касается существа дела, то опубликование этих постановлений представляется мне крайне желательным, ибо оно дает возможность желающим знакомиться с постановлениями Шариата как раз по тем вопросам, которые так важны здесь, в Туркестане, и в которых Шариат, несомненно, оказал сильное влияние и на установившиеся в течение веков нормы обычного права.

Проф. А.Э. Шмидт

 

 

О МЕРТВЫХ ЗЕМЛЯХ

1
 Под мертвыми землями разумеются те земли, которыми нельзя пользоваться за отсутствием на них воды или вследствие затопляемости их водой, или же по другой какой причине, препятствующей возделыванию этих земель (если земля превратилась в болото или ее занесло песком — прим. автора). См.Фатх-ал-Кадир т.1Х с.2, Ибн Абидин т.У с.306, Мухтасар-ал-Кудури с.75, Шарх Ильяс т.Ш с.257.

2
 Мертвыми землями называются также те земли, которые не имеют владельцев, которые находятся в запустении, если они находятся от ближайшего населенного пункта в таком расстоянии, что до них не доносится от него громкого человеческого голоса. См.Фатх-ал-Кадир т.1Х с.2, Ибн Абидин т.У с.306 и 307, Мухтасар-ал-Кудури с.75, Шарх Ильяс т.Ш с.257 и 258.

3
 Распоряжение мертвыми землями принадлежит имаму. См.Ибн Абидин т.У с.306.

4
 Возделывающий (т.е. делающий мертвую землю пригодной для культуры — прим. автора) мертвую землю с разрешения имама или кадия приобретает право собственности на нее. См.Фатх-ал-Кадир т.1Х с.3, Ибн Абидин т.У с.307, Мухтасар-ал-Кудури с.76 и Шарх Ильяс т.Ш с.258 и 259.

5
 С возделанных мертвых земель взимается десятинный налог. См.Ибн Абидин т.У с.307, Фатх-ал-Кадир т.1Х с.4.

6
 Если кто-либо станет возделывать мертвую землю, причем окружающие означенную землю с четырех сторон мертвые земли начнут возделываться четырьмя лицами постепенно, то дорога к первоначально упомянутой земле должна быть проведена через ту землю, которая стала возделываться последней. См.Фатх-ал-Кадир т.IX с.5, Ибн Абидин т.V с.307

7
 Если все мертвые земли, окружающие обрабатываемую мертвую землю возделываются одновременно со всех сторон, то дорога к земле, находящейся в центре, должна быть проложена через ту землю, которую укажет владелец последней. См.Ибн Абидин т.V стр.307

8
 Если имам или кадий отдаст кому-либо мертвую землю для возделывания лишь с правом пользования ею, то означенное лицо не имеет право собственности на неё. См.Ибн Абидин т.V стр.307

9
 Не мусульманин имеет одинаковые права с мусульманином  на владение возделываемой им мертвой землей. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.5, Ибн Абидин т.V. стр.307, Мухтасар-ал-Кудури, стр.75

10
 Если лицо, обнесшее мертвую землю межей, не возделывает её в течение трех лет, то оно теряет право на неё, и имам может передать её другому лицу. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.5, Ибн Абидин т.V. стр.307, Мухтасар-ал-Кудури, стр.75

11
 Под обмежеванием мертвой земли понимается обнесение её каменной оградой, или изгородью из сухих ветвей, а также насыпью из сожженных на той же земле мусорных трав и песку. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.307 и Шарх Ильяс т.III стр.259

1907

12
Под возделыванием мертвой земли понимается орошение её, обнесение защитной от воды оградой, запашка или засев. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.308

13
 Одно копание мертвой земли арыком, без орошения самой земли почитается лишь обмежеванием её. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.308

14
 Мертвые земли, находящиеся по близости от населенных местностей, не должны быть возделываемы, и остаются для пастбища скота, принадлежащего жителям селения, для рубки дров и как место для гумна. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.308, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76, Шарх Ильяс т.III стр.258

15
 Если имам разрешит посадить на мертвой земле дерево, то для него отводится определенное пространство, в пределах коего никто не имеет права сажать других деревьев. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.9, Ибн Абидин т.V. стр.309

16
 Пространство земли, отводимое для посаженного дерева /ст.15/, равняется пяти локтям в окружности. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.9, Ибн Абидин т.V. стр.309

17
 На земле, отведенной под колодец или источник, воспрещается вырытие другим лицом колодца или источника же. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6 и 9, Ибн Абидин т.V. стр.308, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76, Шарх Ильяс т.III стр.260 и 261

18
 Если кто вырыет колодец вне пространства земли, отведенной для ранее вырытого колодца или же на границе его, и вода из первого колодца уйдет во второй, то хозяин второго колодца не отвечает за это. Шарх Ильяс т.III стр.261

19
 Если колодец предназначен для водопоя, то вокруг него отводится прикрепленное к нему пространство в сорок локтей в окружности. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.303, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76, Шарх Ильяс т.III стр.260 и 261

20
 Если водопой предназначен специально для вьючных животных, то вокруг него отводится прикрепленное к нему пространство в 60 локтей в окружности. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.308, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76, Шарх Ильяс т.III стр.260 и 261

21
 Если на мертвой земле находится источник, то под него отводится прикрепленное к нему пространство в 500 локтей в окружности. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.308, Мухтасар-ал-Кудури, стр.73, Шарх Ильяс т.III стр.260 и 261

22
 Во всех случаях, означенных в статьях 19-21, окончательное решение принадлежит имаму. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.6, Ибн Абидин т.V. стр.308, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76, Шарх Ильяс т.III стр.260 и 261

23
 Под водопровод отводится и к нему прикрепляется пространство земли, которое необходимо для его устройства и исправлений*. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.9, Ибн Абидин т.V. стр.309 и  Шарх Ильяс т.III стр.261

24
 Старые русла Тигра и Евфрата, к которым эти реки могут со временем вернуться, не должны быть возделываемы, так как они понадобятся, когда вновь превратятся в реки. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.10, Ибн Абидин т.V. стр.319, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76

25
 Если возвращение реки к старому руслу не представляется вероятным, то такое русло считается мертвым, если оно не прилегает к возделываемой земле. Решение вопроса, в случае спора, принадлежит исключительно имаму. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.10, Ибн Абидин т.V. стр.310, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76

26
 Лицо, владеющее рекой, протекающей по чужой земле, имеет право пользоваться берегом её, как для ходьбы, так и для выбрасывания ила из реки.
 См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.10 и 11, Ибн Абидин т.V. стр.310, Мухтасар-ал-Кудури, стр.76, Шарх Ильяс т.III стр.262

О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ

27
Воды делятся на: 1.Морские, 2. Воды больших рек, 3.Воды в частном пользовании, 4. Воды, находящиеся в водоемах. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12 и 13, Ибн Абидин т.V. стр.311, Шарх Ильяс т.III стр.264

1. О морских водах

28
 Каждый имеет право пить, поить свой скот и орошать землю из морских вод (озеро). См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Ибн Абидин т.V. стр.311, Шарх Ильяс т.III стр.264

29
 Не воспрещается никому провести канал из морских вод (озер) к своей земле. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Шарх Ильяс т.III стр.264

2.О водах больших рек

30
 Каждый имеет право пить, поить  свой скот и орошать свою землю из больших рек, как, например, Джихун, Сихун, Евфрат и Тигр. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Ибн Абидин т.V. стр.311, Шарх Ильяс т.III стр.264

31
 Если кто-либо, возделывающий мертвую землю, желает провести к ней арык из большой реки для орошения, то он имеет на то право при отсутствии от того вреда для большинства населения. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Ибн Абидин т.V. стр.311, Шарх Ильяс т.III стр.264

32
 Каждый, будет ли то мусульманин или не мусульманин, имеет право запретить проведение к чужой земле арыка, если вследствие сего будет нанесен вред большинству населения, как, например, произойдет розлив воды или прекратится доступ воды к большой реке, или прекратится судоходство. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Ибн Абидин т.V. стр.311

33
 Всякий имеет право устроить на большой реке мельницу, если этим не будет нанесен вред большинству населения. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Шарх Ильяс т.III стр.264

3.О водах в частном пользовании

34
Если вода находится в частном пользовании какого-либо лица, то посторонним принадлежит право пользоваться ею для питья и водопоя.
См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Ибн Абидин т.V. стр.311, Шарх Ильяс т.III стр.266

35
 Если кто-либо посторонний пожелает оросить возделываемую им землю из воды, находящейся в частном пользовании, то владельцы реки имеют право воспретить это, безразлично будет ли нанесен вред запрещением или нет, потому что владельцы имеют исключительное право на реку. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.12, Шарх Ильяс т.III стр.266

36
 Если колодец, или источник, или бассейн, или река составляют собственность кого-либо, то это лицо имеет право запретить входить на его землю, чтобы пить и поить скот в том случае, если на расстоянии одной мили можно найти воду никому не принадлежащую. Если же нельзя поблизости найти воды, то владелец реки должен или сам подать напиться и поить чужой скот, или предоставить постороннему самому начерпать воды, с тем условием, чтобы тот не испортил бы берегов. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.13, Ибн Абидин т.V. стр.312, Шарх Ильяс т.III стр.264

37
Если колодец, или источник, или бассейн, или река находится на мертвой земле, то владелец не имеет права запретить кому бы то ни было пить из него или поить скот. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.13

38
Если владелец воды захочет воспретить кому-либо пользоваться водой, а нуждающийся в воде боится за себя или за свою скотину, то он имеет право бороться с владельцем воды оружием, так как тот, отказывая в воде, обрекает его на гибель. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.13, Ибн Абидин т.V. стр.313
 
39
Человек, не владеющий водой, не имеет права орошать землю, пальмы и деревья из чужого колодца, арыка или реки без разрешения владельца последних. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.13, Ибн Абидин т.V. стр.313

40
Источник и бассейн, в которые вода собирается естественными способами, приравнивается к реке, находящейся в частном пользовании. См.Ибн Абидин т.V. стр.312

4.О водах, находящихся в водоемах

41
Вода, накопленная в водоемах, является собственностью и другие не имеют права пользоваться ею. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.13, Ибн Абидин т.V. стр.311, Шарх Ильяс т.III стр.264 и 266

42
Укравший воду, набранную в водоем, в местности, где невозможно достать естественную воду, не наказуется.
См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.13
 

6. Об углублении и чистке рек

43
Реки бывают троякого рода: а) реки, которые никому не принадлежат и пользование водами которых не подлежит распределению /напр. Евфрат/, б) реки, составляющие объект частного пользования и подлежащие разделу, но на пользование которыми все население имеет право для питья и водопоя скота и в) реки, воды которых являются объектом частного пользования и совершенно изъятые из общего пользования. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.14, Шарх Ильяс т.III стр.265

а) Об углублении и чистке рек, не находящихся в частном пользовании

44
Углубление и чистка рек, не составляющих частной собственности, должны производиться за счет общественной казны. Средства для покрытия расходов берутся за счет податей и поголовного налога. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.14, Ибн Абидин т.V. стр.313, Шарх Ильяс т.III стр.265

45

Если в казне не имеется денег, то имам имеет право принудительно заставить жителей углублять и чистить общественную реку на их счет для общественной пользы в случае, если они не согласятся на то добровольно. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.14, Ибн Абидин т.V. стр.313, Шарх Ильяс т.III стр.265

б) Об углублении и чистке рек, составляющих частную собственность,
но представленных для общественного пользования

46
Углубление, чистка и поправка берегов рек, составляющих частную собственность, но предоставленных для общественного пользования, производится за счет владельцев. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.15, Ибн Абидин т.V. стр.313, Шарх Ильяс т.III стр.265

47

В случае отказа совладельца реки от принятия участия в углублении, чистке и укреплении берегов реки для устранения вреда, являющегося общим для соучастников или всего населения, кадий обязан принудить его к этому. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.15, Ибн Абидин т.V. стр.313

48
Расходы по исправлению общественной реки ложатся на всех участников. Если работы производятся за пределами владения кого-либо из соучастников, он освобождается от несения расходов*. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.16, Ибн Абидин т.V. стр.314, Шарх Ильяс т.III стр.266

в) Об углублении, чистке и укреплении берегов частных рек,
не предоставленных общему пользованию

49
Углубление, чистка и укрепление берегов частных рек должны производиться за счет совладельцев**. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.15, Шарх Ильяс т.III стр.265
См. Ибн Абидин т V. Стр. 314.

50
Если кто-либо из соучастников частной реки откажется принять участие в углублении, чистке и укреплении берегов реки, то остальные совладельцы могут произвести работы на свой счет и потребовать от отказавшегося уплаты своей части, если работы были произведены по требованию кадия. Лицу, отказавшемуся принять участие в работах, запрещается пользоваться рекой до тех пор, пока оно не заплатит свою часть расхода. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.15, Ибн Абидин т.V. стр.314

51
Если углубление и чистка реки производится вне владений собственника верховья реки, то он имеет право орошать свою землю, не дожидаясь окончания работ***. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.16, Ибн Абидин т.V. стр.314

52
 Углубление и чистка рек, в которые сведены стоки с улиц, из домов и уборных, производится за счет всех совладельцев, причем собственник верховьев реки участвует в работах, производимых на участках, расположенных ниже его владений по течению реки****. См.Ибн Абидин т.V. стр.314

53
 Лица, случайно пользующиеся правом питья и водопоя, не привлекаются к участию в расходах по углублению и чистке реки. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.16, Ибн Абидин т.V. стр.314

6. О праве пользования речными водами

54
Заявление о праве пользоваться водою, находящейся на чужой земле, определенное число дней, подтвержденное свидетельскими показаниями, почитается основательным. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.17, Ибн Абидин т.V. стр.314

55
Неопределенное* заявление на право пользования водою, находящейся на чужой земле, хотя бы подтвержденное свидетельскими показаниями, считается недействительным. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.17, Ибн Абидин т.V. стр.314

56
Если река, составляющая частную собственность, течет по чужой земле, владелец последней может требовать отвода её только в том случае, если она изменила свое первоначальное русло. При возникновении разногласия принимается во внимание показания собственника реки. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18, Ибн Абидин т.V. стр.314

57
Если кто-либо заявит право на владение рекой, не находящейся на его земле, приведет доказательства этому или тому, что он имел арык, проведенный из этой реки к своей земле для орошения, то кадий удовлетворяет его ходатайство на основании права собственности или права пользования. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18, Ибн Абидин т.V. стр.314-315.

58
При возникновении разногласий относительно устья рек и т.п. кадий поступает по ст. 57. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18, Ибн Абидин т.V. стр.315

59
 В случае возникновения разногласия относительно количества** воды, которым могут пользоваться совладельцы реки, таковое определяется пропорционально размеру их земель*** См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18, Ибн Абидин т.V. стр.315

60
Если владелец верхней части реки может пользоваться водой только при условии закрытия шлюза, то он имеет право закрывать последний только в срок своей очереди с согласия остальных совладельцев. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18, Ибн Абидин т.V. стр.315

61
Если произойдет соглашение между совладельцами реки относительно очереди закрытия шлюзов на реке, то таковое считается действительным. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18, Ибн Абидин т.V. стр.315

62
Если кто-либо из владельцев не может пользоваться рекой иначе, как, заградив её, и совладельцы придут между собою к соглашению, то очередь орошения должна начаться с нижней части реки и идти вверх; когда же она дойдет до верха разрешается заградить реку. См. Ибн Абидин т.V. стр.316

63
Если совладельцы не придут к соглашению, а в то же время не могут пользоваться водой без заграждения реки, то имам распределяет между ними воду по дням, и тогда каждый из совладельцев может закрывать реку в свою очередь. См. Ибн Абидин т.V. стр.316

64
Никто из совладельцев реки не имеет права проводить к себе арык из нее, а также ставить на ней мельницу без согласия остальных владельцев, т.к. последствием таких действий является порча берегов и занятие общего места. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.18 и Ибн Абидин т.V стр.315

65
Постройка на частной реке, находящейся в общем пользовании, водочерпалки, простого или сводчатого моста не разрешается. Напротив того, собственник реки имеет право как возвести на ней указанные сооружения, так и разрушить таковые, если они без его согласия будут возведены. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

66
Владельцу земли при истоке реки не разрешается расширение его, т.к. этим разрушаются берега и увеличивается количество воды, которым данное лицо будет пользоваться. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

67
Если распределение воды происходит посредством шлюзов, то запрещается как увеличение таковых, так и перемещение вверх по течению. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

68
Если кто-либо пожелает поставить свой шлюз глубже или выше, то он имеет на это право, ибо при распределении воды принимается во внимание величина шлюза независимо от глубины или вышины его. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

69
Если распределение воды было произведено посредством шлюзов, а кто-либо пожелает распределить воду по дням, то он имеет права, ибо старое распределение должно  оставаться в силе. См. Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

70
Если каждый из совладельцев частной реки имеет право на известное число шлюзов, то никто из них не может прибавить ни одного шлюза, даже в том случае, если от этого не причинится ущерб остальным. См.Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

71
На большой реке каждому предоставляется свободное право устраивать по своему усмотрению. См.Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

72
Если кто-либо имеет право пользоваться известным количеством воды в разное время, то он не может собрать всю воду в одно время иначе, как с согласия остальных совладельцев. См.Ибн Абидин т.V стр.315

73
Совладельцы реки не имеют права орошать ее водами те свои участки, которые не подлежат орошению из данной реких). См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.19 и Ибн Абидин т.V стр.315

74
Если один из двух совладельцев частной реки, имеющий землю выше по реке, пожелает закрыть некоторые общие для обоих владельцев шлюзы ради ограждения своей земли от разлива, то он не имеет на это права, ибо этим наносится ущерб другому. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.20 и Ибн Абидин т.V стр.316

75
Если один из двух совладельцев частной реки пожелает разделить поровну очередь пользования водой, то на это потребуется согласие совладельца, которому, равно как его наследникам, принадлежит право во всякое время отказаться от состоявшегося соглашения. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.20 и Ибн Абидин т.V стр.315

76
Взаимный обмен очереди пользования водой недействителен. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.20 и Ибн Абидин т.V стр.315

77
Натуральное пользование водой переходит по наследству и по духовному завещанию. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.20 и Ибн Абидин т.V стр.315

78
Очередное пользование водой без земли не может быть передаваемо на покрытие долгов владельца ни при жизни, ни по смерти. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.21 и Ибн Абидин т.V стр.317

79
Имам должен присоединить очередное пользование водой к земле должника, не имеющий воды и затем должен продать её с разрешения владельца, после чего должен выяснить стоимость земли с водой и без воды; разница должна идти на покрытие долгов. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.21 и Ибн Абидин т.V стр.317

80
Если у собственника воды не окажется земли, то имам может купить в счет имущества должника землю, не имеющую воды, продать её вместе с водою, вычесть цену купленной земли из вырученной суммы и остатки обратить на покрытие долгов. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.21 и Ибн Абидин т.V стр.317

81
Если кто-либо оросит землю или покроет её водой и вода с неё перейдет на землю другого владельца, вследствие чего последняя будет затоплена или сползет, то владелец первой земли не отвечает за убытки. См Фатх-ал-Кадир т.IX стр.21 и Ибн Абидин т.V стр.317

82
Лицо, орошающее свою землю или свой огород чужой водой, без разрешения владельца, за то не отвечает. См. Ибн Абидин т.V стр.317

Ш и ф ъ а т

83
Под шифъатом разумеется преимущественное право соседа или совладельца земли на ее приобретение; если такая земля уже куплена посторонним, то сосед или совладелец имеет право принудить его к уступке за уплаченную цену этой земли или соответствующей ей. См. Ибн Абидин т.V стр.152 и Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.298

84
Причиной возникновения шифъата является соседство или совладение в известной земле. См. Ибн Абидин т.V стр.152 и Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.304,Фатави Кадий Хан т.IV стр.448

85
Шифъат действует только по отношению недвижимости* См. Ибн Абидин т.V стр.152, Холасат-ал-Фатави т.IV стр.454

86
Право шифъата распространяется и на неделимые недвижимости. См. Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.327

87
Право шифъата распространяется и на недвижимости, подлежащие десятинному и поземельному налогу, если они не государственные. См. Ибн Абидин т.V стр.157

88
Шифъат считается установленным свидетельскими показаниями; право собственности устанавливается судом или взаимным соглашением. См. Ибн Абидин т.V стр.152 и Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.306,Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

89
Имеющий право шифъата для осуществления его должен заявить о нем при свидетелях торговцу, если недвижимость еще не продана, или в противном случае покупателю. См. Ибн Абидин т.V стр.159 и Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.305,Фатави Кадий Хан т.IV стр.447
90
На шифъат имеет право прежде всего совладелец, а затем сосед. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.294,Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454
 
91
При наличии нескольких лиц, имеющих право шифъат, оно осуществляется пропорционально их долям*. См. Шарх Ильяс т.III стр26, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454

92
Если произойдет раздел недвижимости между совладельцами, то соседи не имеют права шифъата. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.334

93
Правом шифъата пользуются не мусульмане наравне с мусульманами, а также совершеннолетние и несовершеннолетние мужчины и женщины. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.328, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454, Ибн Абидин т.V стр.155, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

94
Отец или назначенный им опекун могут отказаться от прав шифъата за малолетнего**. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.445, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

95
Если продавец является доверенным со стороны отсутствующего или опекуном, назначенным умершим, то лицо, имеющее право шифъата, может купить у него землю, если земля находится ещё в его распоряжении***. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.447

96
Имеющий право шифъата должен заявить о совеем праве покупателю или уполномоченному лицу последнего, или правдивому человеку в присутствии свидетелей. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.307 и 308, Ибн Абидин т.V стр.157, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

97
Если имеющий право шифъата заявит о нем, то кадий спрашивает подтверждения у владельца данной недвижимости. В случае отрицания последним заявленного права, кадий присуждает заявителю право шифъата на основании приведенных им доказательств. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.308, Ибн Абидин т.V стр.160, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445
98
Право шифъата не заявленное, хотя бы в течение месяца* и более, утрачивается не иначе, как по собственному заявлению правообладателя. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.310, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455, Ибн Абидин т.V стр.157, Фатави Кадий Хан т.IV стр.448

99
Право владения землей, на которую распространяется шифъат, переходит или путем добровольной передачи земли покупателем лицу, имеющему право шифъата, или суду кадия. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.306, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

100
Если спорная недвижимость уже передана покупателю, то при разборе жалобы нет надобности в присутствии продавца. См. Ибн Абидин т.V стр.160

101
Лицо, купившее дом или землю для кого-либо, является ответчиком по отношению к имеющему право шифъата на эту недвижимость. По передаче имущества доверителю, означенная ответственность слагается с покупателя. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.314

102
Если покупатель недвижимости отрицает наличность шифъата, заявленного другими лицами, то при принесении присяги принимается во внимание заявляющего право шифъата. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.312, Ибн Абидин т.V стр.160, Фатави Кадий Хан т.IV стр.451

103
 Кадий рассматривает жалобы на покупателя не иначе, как в его присутствии. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.312, Ибн Абидин т.V стр.160

104
 Кадий должен присудить право шифъата и определить срок уплаты стоимости продавцу недвижимости до передачи продажной недвижимости покупателю. См. Ибн Абидин т.V стр.160

105
 Если кадий присудит кому-либо право шифъата, то это лицо не может отказаться от него. См. Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454, Ибн Абидин т.V стр.163

106
 Лицо, имеющее право шифъата на всю недвижимость, не может приобрести часть недвижимости и отказаться от другой. См. Ибн Абидин т.V стр.156

107
 Если один из совладельцев по шифъату находится в отсутствии, то кадий по просьбе владельца, находящегося налицо, присуждает ему право шифъата целиком. Если отсутствующий возвратится и попросит восстановить его в праве, то кадий должен присудить ему его часть, равную части первого, если они имеют одинаковые права. Если отсутствующий имеет преимущественное право на шифъата, то это право присуждается ему целиком. Если же право шифъата ниже, то ему отказывается в нем. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.304, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455, Ибн Абидин т.V стр.156, Фатави Кадий Хан т.IV стр.447

108
 Если некоторые из лиц, имеющих право шифъата, будут отсутствовать, то шифъат во всем размере остается в силе для остальных. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.304, Ибн Абидин т.V стр.156, Фатави Кадий Хан т.IV стр.447

109
Если лицо, имеющее право шифъата, уступает свою часть другому лицу, то теряет совсем свое право. См.Ибн Абидин т.V стр.156

110
 Если земля продана вместе с пальмами, на которых имеются плоды, то лицо, имеющее право шифъата, имеет право на землю и на пальмы с плодами. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.326, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445
111
 Если недвижимость была отдана за недвижимость, то лицо, имеющее право шифъата, может купить одну недвижимость за стоимость другой недвижимости. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.319, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

112
 Если кто-либо продает свой участок вместе с правом пользования водой, то право шифъата на воду принадлежит сначала совладельцу арыка, затем владельцу речки, из которой идет арык и, наконец, владельцу большой реки, от которой идет речка. См.Ибн Абидин т.V стр.155

113
 Если продавец  недвижимого имущества является доверенным отсутствующего или опекуном, назначенным умершим, то лицо, имеющее право шифъата на данное имущество, может требовать от его продавца, если оно находится в его руках. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.314, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.456

114
 Если недвижимость была продана не на наличные, то лицо, имеющее право шифъата, может получить землю немедленно или подождать срока уплаты за купленную землю, но оно не имеет права получить землю немедленно без уплаты ее стоимости за наличные. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.319, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.456, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

115
 Лицо, имеющее право шифъата, не обязано платить за землю, проданную не за деньги, такими же вещами, за какие она была продана, а лишь стоимость их. Если же недвижимость продана за вещи, измеряемые мерами и весом, то лицо, имеющее право шифъата, может купить её за такую же меру или вес. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.318

116
 Если кто купит половину неразделенной недвижимости, и затем продавец разделит таковую, то лицу, имеющему право шифъата предоставляется или приобрести у покупателя его половину, или отказаться от нее. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.345, Фатави Кадий Хан т.IV стр.453

117
 При разборе дела кадием лицо, имеющее право шифъата, должно заплатить стоимость земли целиком, новый же владелец может удержать землю до тех пор, пока получит цену целиком. См.Фатави Кадий Хан т.IV стр.452

118
 Если кадий присудит кому-либо землю по праву шифъата после того, как покупатель уже возвел на ней постройку или посадил деревья, то имеющее право на землю лицо может взять землю в таком виде, в каком она есть, заплатить стоимость постройки и деревьев, или же предложить покупателю перенести постройку и уничтожить деревья. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.322, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455, Фатави Кадий Хан т.IV стр.448, Ибн Абидин т.V стр.163

119
 Если по заявлении кем-либо своего права шифъата, дом, находящийся на данной земле, без чьего-либо дурного умысла придет в разрушение или будет уничтожен пожаром, или деревья сада засохнут, то лицу, имеющему право шифъата, предоставляется свободный выбор купить недвижимость за её стоимость или отказаться от нее. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.315 Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455

120

Если покупатель вывезет постройки, то лицо, имеющее право шифъата, по своему усмотрению может или купить землю за ее стоимость, или отказаться от нее, но не имеет права отобрать увезенные постройки. См. Фатх-ал-Кадир т.У111 стр.326, Холясат-ал-Фатави т.1У стр.455.

121
Имеющий право шифъата может осматривать недвижимость и отказаться от нее, если обнаружит какие-либо недостатки, хотя бы новый владелец при передаче шифъатной земли отклонил от себя всякую ответственность, но он не имеет права ставить какие-либо условия или отсрочивать уплату стоимости земли. См.Ибн Абидин т.V стр.161, Фатави Кадий Хан т.1У стр.445.

122
Если лицо, имеющее право шифъата, купив недвижимость, откажется от нее без суда кадия, вследствие какого-либо недостатка или неподходящего условия, то его право шифъата остается в силе. См.Фатх-ал-Кадир т.У111 стр.334, Фатави Кадий Хан т.1У стр.445.

123
Если несколько лиц купят недвижимость у одного лица, то лицо, имеющее право шифъата, может претендовать только на одну часть. Если же одно лицо купит недвижимость у нескольких лиц, то лицу, имеющему право шифъата, предоставляется свободный выбор купить всю землю или отказаться от нее. См.Фатх-ал-Кадир т.У111 стр.345, Фатави Кадий Хан т.1У стр.450.

124
Если лицо, имеющее право шифъата, откажется от своего права в пользу известного покупателя, то если взамен его выступит подставное лицо, то право шифъата восстанавливается в пользу первоначального правообладателя его. См.Фатх-ал-Кадир т.У111 стр.341, Холясат-ал-Фатави т.1У стр.455, Фатави Кадий Хан т.1У стр.446

125
 Если лицо, упомянутое в ст.124, узнает, что покупатель, которому оно уступило право шифъата, приобретает имущество совместно с третьим лицом, то оно может удержать за собой право шифъата в доле третьего. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.342, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455, Фатави Кадий Хан т.IV стр.446

126
 Если лицо, имеющее право шифъата, уступит его в половине имущества, а на деле окажется проданным все имущество, то право шифъата относительно второй половины остается в силе. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.342, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455, Фатави Кадий Хан т.IV стр.446

127
 Если кто-либо подарит недвижимость с условием получения на неё недвижимости же, то право шифъата сохраняется в силе лишь по выполнении условия. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

128
 По возникновении разногласия между лицом, имеющим право шифъата и покупателем имущества относительно цены, принимается заявление покупателя. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.315, Ибн Абидин т.V стр.160, Фатави Кадий Хан т.IV стр.452

129
 Если продавец земли покажет цену большую, чем покупатель, то по приводе обоих к присяге, кадием принимается цена, показанная присягнувшим, и лицо, имеющее право шифъата получает землю за эту цену. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.317, Ибн Абидин т.V стр.161, Фатави Кадий Хан т.IV стр.451

130
 Если обе спорящие стороны согласятся принести присягу, то сделка почитается кадием несостоявшейся и лицо, имеющее право шифъата, приобретает землю по цене продавца. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.317, Ибн Абидин т.V стр.161, Фатави Кадий Хан т.IV стр.451

131
 При наличии доказательств у обеих спорящих сторон принимаются во внимание доказательства имеющего право шифъата. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.315, Ибн Абидин т.V стр.160, Фатави Кадий Хан т.IV стр.452

132
 Если покупатель заявит при уступке земли по шифъату одну цену, а продавец другую, и при том меньшую и фактически ещё не полученную, то лицо, имеющее право шифъата может получить означенное имущество по цене, указанной продавцом. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.317, Ибн Абидин т.V стр.161, Фатави Кадий Хан т.IV стр.451

133
 Если продавец сделает с назначенной продажной цены скидку покупателю, то таковая считается  действительной и для лица, имеющего право шифъата. Если же продавец совсем откажется от платы, то такой отказ недействителен по отношению к лицо, имеющему право шифъата. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.318, Фатави Кадий Хан т.IV стр.448

134
 Если покупатель увеличит цену, назначенную продавцом, то эта надбавка не обязательна для лица, имеющего право шифъата. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.318, Фатави Кадий Хан т.IV стр.448

135
 Право шифъата не распространяется на недвижимое имущество, полученное мужем в качестве приданного или выданное отпущенной жене, или составляющее плату за пролитую кровь. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.329, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

136
 Право шифъата не распространяется на движимое имущество, на судна, здания и деревья, продаваемые без земли. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.329, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

137
 Право шифъата не распространяется на судоходную реку и на общественную дорогу. См. Ибн Абидин т.V стр.155

138
 Право шифъата не распространяется на вакуфные недвижимости, равно и владельцы вакуфов не имеют права шифъата. См. Ибн Абидин т.V стр.157, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.454, Фатави Кадий Хан т.IV стр.449

139
 Доверенное лицо, продающего недвижимость, не пользуется правом шифъата. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.340, Ибн Абидин т.V стр.168, Фатави Кадий Хан т.IV стр.449

140
Право шифъата не распространяется на неправильно купленные имущества. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.332, Ибн Абидин т.V стр.166

141
 Право шифъата не распространяется на условно проданные недвижимости. Если условность прекратиться, то право шифъата вступает в силу. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.331, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

142
 Право шифъата не исключается для условного покупателя недвижимости. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.331, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Ибн Абидин т.V стр.170

143
 Если владелец недвижимости продаст всю свою землю, оставив полосу в аршин ширины вдоль всей границы соседа, то право шифъата для последнего отпадает. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.342

144
 Если лицо, имеющее право шифъата, узнав о продаже недвижимости, не позаботится о приглашении свидетелей, имея на то возможность, то он утрачивает это право. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.335, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455

145
Если лицо, имеющее право шифъата, продаст до суда кадия недвижимость, на которую распространяется шифъат, то последний прекращает действие. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.339, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455, Ибн Абидин т.V стр.170

146
 Если лицо, имеющее право шифъата, купив недвижимость, откажется от нее по суду кадия, вследствие какого-либо недостатка или неподходящего условия, то после этого его право шифъата утрачивается. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.334, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445

147
 Если недвижимость, на которую распространяется право шифъата, обращается в кладбище или мечеть, или вакуф, или не будет взята или отдана в аренду, то право шифъата на нее утрачивается. См. Ибн Абидин т.V стр.170, Фатави Кадий Хан т.IV стр.448

148
 Если лицо, имеющее право шифъата, купив землю, умрет до суда кадия, то оно утрачивает это право. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.339, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Ибн Абидин т.V стр.170

149
 Если лицо, имеющее право шифъата умрет после покупки земли по суду кадия, но не уплатив её цены, то сделка обязательна для наследников умершего. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.339, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Ибн Абидин т.V стр.170, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455

150
 Если лицо, купившее землю, умрет, то право шифъата не утрачивается. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.339, Фатави Кадий Хан т.IV стр.445, Ибн Абидин т.V стр.170, Холясат-ал-Фатави т.IV стр.455

МУЗАРААТ
151
 Под названием «музараат» разумеется заключение договора между двумя лицами относительно возделывания принадлежащей одному из них земли за часть урожая. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.354

152
 Договор музараат считается действительным при соблюдении следующих условий:
1. Чтобы земля была пригодна для земледелия;*
2. Чтобы владелец земли и обрабатывающий землю имели право на заключение договора**
3. Чтобы срок действительности договора был точно обозначен;
4. Чтобы было точно определено, кто должен дать семена для посева;
5. Чтобы точно было определено, кто не должен дать семена;
6. Чтобы земля была свободна*** и отдана земледельцу в полное распоряжение;****
7. Чтобы был определен сорт семян. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.386 и 387, Фатави Кадий Хан т.IV стр.223 и 224, Ибн Абидин т.V стр.193 и 194

153
Музараат разрешается:
1) если земля и семена принадлежат одной стороне, а рабочая сила и личный труд – другой;
2)  если земля и личный труд принадлежат одной стороне, а рабочая сила и семена – другой;
3)  если земля, семена и рабочая сила принадлежат одной стороне, а личный труд – другой.
См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.388 и 389, Фатави Кадий Хан т.IV стр.226 и 227, Ибн Абидин т.V стр.194,Мухтасар-ал-Кудури стр.77

154
 Если в договоре музараат ставятся земледельцу условия, необходимые для получения урожая, как, например, орошение и т.д., то договор считается действительным.  См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.229

155
 Если земледельцу будут поставлены условия, без которых не может быть получен обыкновенный урожай, как, например, обработка земли, то договор музараат считается действительным. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.229

156
 Если хозяину ставится условием поправка оград, прорытие каналов, проведение воды для орошения, то договор музараат считается действительным независимо от того, будут ли даны семена им или земледельцем. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.229

157
 Если при заключении договора музараат не будут поставлены условием углубление и чистка рек, и земледелец станет добровольно заниматься этим, то договор считается действительным и земледелец не имеет права на получение заработной платы. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230

158
 Если договор музараат считается действительным, то урожай должен делиться согласно условию. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.393, Ибн Абидин т.V стр.196, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

159
 Договор музараат считатеся действительным, если в нем будет установлено, что зерно распределяется поровну между обеими сторонами без упоминания о соломе, которая достается владельцу семян. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.392, Ибн Абидин т.V стр.196.

160
 Земледелец обязан орошать землю, если без орошения она не даст обыкновенного урожая. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230

161
 Если земля дает обыкновенный урожай без пахоты, но с пахотой даст еще больший, то земледельцу предоставляется право свободного выбора вспахать землю, или нет. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230

162
 Если земля без пахоты совсем не дает урожая или дает слишком малый урожай, то земледелец не имеет права засеять землю, не вспахав её. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230

163
 Если семена даются земледельцем, то ему предоставляется право свободного выбора заключить договор, ставящий условием обработку земли или отказаться от него. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230
164
 Если дождевой воды окажется недостаточно, то землевладелец обязан орошать землю. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230

165
 Если семена даются земледельцем, причем земля не дает урожая без обработки, то земледелец обязан обработать её. См. Фатави Кадий Хан т.IV стр.230

166
 Если земля не даст урожая, то земледелец ничего не получит. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.392

167
 Договор музараат считается недействительным: 1) если земля и рабочая сила принадлежат одной стороне, а семена и личный труд – другой; 2) если семена принадлежат одной стороне, а земля, рабочая сила и личный труд – другой. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.390, Фатави Кадий Хан т.IV стр.226, Ибн Абидин т.V стр.195, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

168
 Договор муразаат считается недействителен: 1) если одной из договаривающихся сторон будет назначена точно определенная часть урожая; 2) если будет установлено, что одной стороне достанется солома, а другой зерно; и 3) если будет условлено, что солома достанется обеим сторонам, а зерно полностью одной из них. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.392, Фатави Кадий Хан т.IV стр.227, Ибн Абидин т.V стр.194, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

169
 Если договор музараат будет признан недействительным, то урожай достается владельцу семян. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.393, Фатави Кадий Хан т.IV стр.228, Ибн Абидин т.V стр.196, Мухтасар-ал-Кудури стр.77
170
 Если земледелец обработает землю и оросит ее, но урожая не получится, то он имеет право на получение соответственной наемной платы, если семена даны были землевладельцем. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.385 и 393, Фатави Кадий Хан т.IV стр.232, Ибн Абидин т.V стр.193, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

171
 Если семена даны земледельцем, то в случае неурожая он должен заплатить наемную цену земли.См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.385 и 393, Фатави Кадий Хан т.IV стр.232, Ибн Абидин т.V стр.193, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

172
 Если по заключению договора музараат сторона, давшая семена, откажется от работы, то его нельзя к тому принудить. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.394, Мухтасар-ал-Кудури стр.77
173
 Если по заключению договора музаарат, откажется от работы та сторона, которая не дала семян, то кадий обязан принудить её к работе.
См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.394, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

174
 Договор музараат, заключенный на 1/3 или 1/4 урожая недействителен. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.384, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

175
 Если одна из договаривающихся сторон умрет после сбора урожая, то договор музаарат прекращается*. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.395, Мухтасар-ал-Кудури стр.77

176
 Если владелец земли умрет до её засева, то по силе того, как она была вспахана и окопана арыками, то договор музараат прекращается и земледелец ничего не получает за свой труд. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.396, Ибн Абидин т.V стр.197

177
 Если земледелец умрет по всходе посева, и его наследники согласятся продолжать работу до жатвы, то они имеют право на сохранение в силе музараат, хотя бы владелец земли не изъявил на то согласия, но они не имеют права требовать за свой труд вознаграждение. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.398, Ибн Абидин т.V стр.198

178
 Если владелец земли вынужден продать свою землю для покрытия долгов, то разрешается уничтожить договор музараат. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.396, Ибн Абидин т.V стр.197 и 198.

179
 Если посев взошел, но еще не убран, то земля может быть продана для покрытия долгов лишь по уборке урожая. См.Фатх-ал-Кадир т.VIII стр.396, Ибн Абидин т.V стр.197 и 198.

180
 Если по истечение срока договора музараат, посев еще не дал урожая, то земледелец должен заплатить арендную плату соответственно приходящуюся на долю части земельного участка до жатвы, а расходы, относящиеся к самому посеву, должны ложиться на владельца и земледельца пропорционально их правам. Мухтасар-ал-Кудури стр.77

181
 Если земледелец не будет орошать землю, вследствие чего посев погибнет, то в случае действительности договора муразаат, он отвечает за все убытки земледельца. См.Ибн Абидин т.V стр.199

182
 Если в случае, указанном в ст.181, нельзя определить стоимости посева, то назначается цена для земли с посевом и без оного, и разница является ценой погибшего посева. См. Ибн Абидин т.V стр.199

183
 При договоре музараат не допускается поручительства и поручитель не отвечает перед земледельцем за гибель посева. См. Ибн Абидин т.V стр.199

184
 Плата жнецу, молотильщику и просеивающему зерно падает на земледельца и владельца земли пропорционально их частям. Фатави Кадий Хан т.IV стр.229, Мухтасар-ал-Кудури стр.78

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*