-  

SDC SIC ICWC IWMI GWP CACENA

Home / ToolBox / C7 ECONOMIC INSTRUMENTS Using value and prices for efficiency and equity


C7 ECONOMIC INSTRUMENTS Using value and prices for efficiency and equity

Economic instruments can complement the use of institutional, regulatory, technical and other kinds of tools used in the water sector. In general, economic instruments involve the use of prices and other market-based measures to provide incentives to consumers and all water users to utilise water carefully, efficiently and safely. Economic instruments may offer some advantages over other tools, by providing incentives to change behaviour, raising revenue to help finance necessary adjustments, establishing user priorities and achieving overall IWRM management objectives at least overall cost to society. For successful application, economic instruments need appropriate standards (e.g. for discharges or surface water quality), effective administrative monitoring and enforcement capabilities, institutional co-ordination and economic stability.

Economic instruments work best in combination with other supporting measures; they are unlikely to be effective acting alone. The adage "the market is a good servant but a bad master" applies here.

Water pricing is an increasingly common tool (C7.1), applied to recover costs, to give the right incentives to users, and to protect the environment. In practice, there is great variety in the type, level and structure of tariff systems observed both between and within countries in the water services sector, hence there is a rich variety of experience to draw upon. There is more limited experience with the active use of pricing for irrigation water. Pollution charges (C7.2) work in an analogous way, providing a disincentive for the anti social release of polluted wastewater.

The use of water for agriculture often illustrates a widespread problem that arises when water users have rights which are enshrined in law or custom, and cannot easily be revoked or amended. In such cases, the redistribution of water can sometimes be achieved by setting up markets (C7.3) in which rights can be traded, and holders are compensated through the market for surrendering their claims, either temporarily or permanently. Markets can also come to the aid of pollution prevention and control; the "right to pollute" within limits set by environmental regulators can be traded amongst firms, leading to abatement being achieved in the least cost manner.

The use of water is, however, affected not only by its own price, but also by the prices of goods and services that consume water or affect its use in other ways. These prices are often distorted, and produce wrong signals to water users. A balanced programme of reforms has to address corrections to prices in agriculture, industry and other areas that affect the use of water. Taxes and subsidies can also be used to reinforce "green" behaviour.


CAWater-Info / Knowledge Base /

English  

SDC НИЦ МКВК IWMI ГВП ЦАК

Начало / Инструментальный ящик / C7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ - Использование стоимости и цен в обеспечении рентабельности и справедливости


C7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ — Использование стоимости и цен в обеспечении рентабельности и справедливости

Экономические инструменты могут дополнить использование организационных, регулятивных, технических и другого рода инструментов, применяемых в водном секторе. Вообще, экономические инструменты подразумевают использование цен и других рыночных мер измерения стоимости с целью стимулирования потребителей и всех водопользователей расходовать воду бережно, эффективно и безопасно. Экономические инструменты предлагают нашему вниманию некоторые преимущества над другими инструментами, поскольку несут в себе стимулы, вызывающие изменения в отношении к воде, способствуют росту денежных поступлений, необходимых для внесения необходимых финансовых коррективов, формированию у пользователей своих приоритетов и достижению всеобъемлющих управленческих целей ИУВР при наименьших общих затратах для общества. Для успешного применения экономическим инструментам нужны надлежащие нормативы (например, для сбросов или качества поверхностных вод), эффективный административный мониторинг и возможности принимать меры принуждения, организационная координация и экономическая стабильность.

Лучше всего экономические инструменты работают в сочетании с другими вспомогательными мерами; маловероятно, что их применение в одиночку будет эффективным. Здесь уместна поговорка «рынок хороший слуга, но плохой хозяин».

Все более распространенным становится инструмент образования цен на воду (C7.1), который применяется в отношении возмещения издержек, предложения правильных стимулов пользователю и для охраны окружающей среды. На практике, существует много разновидностей этого инструмента, отличающихся по типу, уровню и структуре систем тарифа, которые можно видеть в сфере водных услуг как в отношениях между странами, так и внутри стран, следовательно, накоплен богатый опыт, из которого можно почерпнуть что-то полезное. Опыт активного использования ценообразования для оросительной воды более ограничен. Плата за загрязнение (C7.2) действует аналогичным образом, выступая в качестве фактора, сдерживающего антиобщественные попуски загрязненных сточных вод.

Использование воды в земледелии часто иллюстрирует широко распространенную проблему, возникающую, когда водопользователи имеют права, закрепленные в законе или традициях, и которые нельзя аннулировать или исправить. В таких случаях, можно иногда добиться перераспределения воды путем образования рынков (C7.3), на которых можно торговать правами на воду, и держатели этих прав получают через рынок компенсацию за передачу своих прав, либо временно, или же постоянно. Рынки могут также придти на помощь в предотвращении загрязнения и контроле над ним; «право загрязнять» в пределах, установленных органами надзора за окружающей средой, может стать предметом торговли среди фирм, что ведет к снижению уровня загрязнения наименее затратным образом.

Использование воды, однако, испытывает воздействие не только со стороны своей собственной цены, но и цен на товары и услуги, при производстве которых потребляется вода, или же воздействуют на водопользование другим образом. Эти цены часто искажены и подают ложные сигналы водопользователям. Сбалансированная программа реформ должна заняться корректировкой цен в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях, которые затрагивают сферу водопользования. Для усиления позиций «зеленых» можно также использовать налоги и субсидии.





info@icwc-aral.uz