-  

SDC SIC ICWC IWMI GWP CACENA

Home / ToolBox / C5.3 Consensus building


C5.3 Consensus building

Characteristics

Consensus building is a strategy or approach that is used for intersectoral water policy dialogue. It is best used in situations of low to medium conflict and tension. However, it can sometimes be useful where parties are in major conflict and have unsuccessfully tried legal or other high-cost approaches.

It usually includes the following steps:

  • Starting by defining the problem rather then proposing solutions or taking stands;
  • Focusing on interests;
  • Identifying numerous alternatives;
  • Separating the generation of alternatives from their evaluation;
  • Agreeing on principles or criteria to evaluate alternatives;
  • Expecting agreements to go through refinements;
  • Documenting agreements to reduce the risk of later misunderstanding;
  • Agreeing on the process by which agreements can be revised and the process by which other types of disagreements might be solved;
  • Using the process to create agreement;
  • Creating a commitment to implementation by allowing all stakeholders to participate in decision making;
  • Accepting the legitimacy of feeling.

Associated tools are:

  • Joint training, which brings parties in conflict together to jointly learn about dispute management, consensus building or IWRM;
  • Policy dialogue, which brings stakeholders together with some end in sight, e.g. to write major policy or regulations. This follows the principle that participation in policy formulation (in a facilitated series of meetings) will yield less conflict and more rapid implementation;
  • Strategic Conflict Assessments, which can be used as early intervention systems for intervening in ripened conflict, and for designing systems to prevent conflict. In situations of relatively low tension, but competing interests, such as in early IWRM institutional design efforts, these assessments can be done collaboratively. They help parties to learn about each other, and create realistic expectations toward the process. Participating in strategic conflict assessments can change the views of senior officials in complex situations;
  • Interest-based negotiations, which are sometimes undertaken by unassisted individuals, but more often use a neutral party to create and manage the process. Such negotiations have been successfully used in many situations, including project construction claims settlements, agreements to cost sharing and allocation formulae, regulatory implementation, operations of water infrastructure and realignment of purposes and use, and planning for IWRM.

See tools C1 (demand and resource assessment) and C4.2 (communication with stakeholders).

Lessons learned

  • Consensus building is most useful in low to medium conflict situations where the parties have some familiarity with each other.
  • It is a good first step tool in new problem areas.
  • It can be used at local, regional, provincial or even national levels.
  • It is an effective tool for raising the awareness of issues.



CAWater-Info / Knowledge Base /

English  

SDC НИЦ МКВК IWMI ГВП ЦАК

Начало / Инструментальный ящик / C5.3 Достижение консенсуса


C5.3 Достижение консенсуса

Характеристики

Процесс достижения консенсуса представляет собой стратегию или подход, которые применяются в проведении межотраслевого диалога по вопросам водной политики. Использовать этот подход лучше всего в ситуациях с низким или средним уровнем напряженности конфликта. Однако иногда он может оказаться полезным там, где стороны вовлечены в крупный конфликт и безуспешно пытаются использовать юридические или другие дорогостоящие подходы.

Обычно он включает в себя следующие шаги:

  • Начать с определения проблемы, а не с предложения решений или выражения точек зрения;
  • Сосредоточиться на интересах;
  • Определить наличие многочисленных альтернативных возможностей;
  • Отделить выработку альтернативных вариантов от их оценки;
  • Достичь соглашения по принципам или критериям оценки альтернатив;
  • Предполагать, что соглашения будут дорабатываться;
  • Документировать соглашения, чтобы уменьшить риск возникновения недоразумений позже;
  • Достичь соглашения по вопросам, определяющим процедуру пересмотра имеющихся соглашений и процесс возможного разрешения других разногласий;
  • Использовать процесс, предназначенный для выработки соглашения;
  • Создать атмосферу приверженности обязательствам по выполнению соглашения, позволив для этого всем заинтересованным сторонам участвовать в принятии решений;
  • Признать законность осознания своих обязательств.

Вспомогательными инструментами являются:

  • Совместный тренинг, который сводит вместе конфликтующие стороны для совместного получения знаний по вопросам управления спором, достижения консенсуса или ИУВР;
  • Политический диалог, который сводит вместе заинтересованные стороны с какой-то определенной целью, например, чтобы в письменном виде сформулировать основные положения политики или регламент. Это соответствует принципу, который гласит, что результатом участия в формулировании политики (в ходе ряда встреч, облегчающих этот процесс) будет менее конфликтная обстановка и более быстрое выполнение решений;
  • Стратегические оценки конфликта, что может быть использовано как системы раннего реагирования с целью вмешательства в назревающий конфликт, а также разработки систем предупреждения конфликта. В ситуациях со сравнительно низким уровнем напряженности, но конкурирующими интересами, - что характерно для ранних этапов организационного оформления ИУВР, - такие оценки можно делать при сотрудничестве сторон. Они помогают сторонам познать друг друга и выработать реалистичные ожидания относительно процесса. Участие в стратегических оценках конфликта может изменить в сложных ситуациях точки зрения высокопоставленных должностных лиц;
  • Переговоры на основе интересов, которые иногда предпринимаются отдельными субъектами без посторенней помощи, но чаще всего для организации и управления этим процессом используется нейтральная сторона. Такие переговоры были успешно использованы во многих ситуациях, включая урегулирование претензий по проектным строительным работам, достижение соглашений о совместном несении затрат и принципах распределения, выполнении установленных правил, эксплуатации водных инфраструктур и пересмотре целей и видов водопользования, а также о планировании ИУВР.

Обратитесь к инструментам C1 (оценка спроса и ресурса) и C4.2 (информационное общение с заинтересованными сторонами).

Извлеченные уроки

  • Инструмент достижения консенсуса наиболее пригоден в ситуациях с низким и средним уровнем конфликта, стороны до некоторой степени знакомы друг с другом.
  • Это хороший инструмент «первого шага» при рассмотрении новых проблем.
  • Его можно использовать на местном, региональном, областном, и даже национальном уровнях.
  • Это эффективный инструмент повышения уровня осведомленности о проблемах.






info@icwc-aral.uz