-  

SDC SIC ICWC IWMI GWP CACENA

Home / ToolBox / C5.1 Conflict management


C5.1 Conflict management

Characteristics

This section looks at four intervention tools for dispute management: facilitation, mediation, fact finding and arbitration.

Facilitation is often used in situations involving multiple parties, issues and stakeholders, and where issues are unclear. An impartial individual participates in the design and conduct of problem-solving meetings, to help the parties jointly diagnose, create and implement jointly-owned solutions. Facilitation works best in low- to medium- level conflicts. In such cases it can be used to define problems and goals and identify personal and institutional support. Facilitation may be the first step in identifying a dispute resolution process.

Mediation is an interest-based negotiation process. The parties choose an acceptable mediator to guide them in designing a process and reaching an agreement on mutually acceptable solutions. Parties often share the costs for mediation. The mediator tries to create a safe environment for parties to share information, address underlying problems and vent emotions. Mediation is also often undertaken at the suggestion of outside parties. It is more formal than facilitation and is used when there is some relationship among parties, even if it is acrimonious. It is useful when the parties have reached an impasse.

Fact finding seeks to clarify and make recommendations regarding differences over data or substantive disagreements using one or more outside expert. Particularly useful in a technical environment, it has proved useful in site-specific construction cases, complex issues such as groundwater movement, and the clean up of waste. Dispute review boards and panels are a special form of fact finding, providing parties involved in a conflict or dispute with a more objective evaluation of the dispute and all its dimensions by qualified and recognised experts. Fact finding approaches are most often used in the earlier stages of a conflict, e.g. before initiating legal actions or negotiations, and are most appropriate in technical or scientific disputes where specialised knowledge is involved.

In arbitration the parties submit arguments to an arbiter who acts as a judge. The parties turn over the formation of a solution to an outside party and it tends to produce less satisfactory solutions than mediation or facilitation, with most of the debate centred on claims and counter-claims. Arbitration is often used in the business world or where there is a need for a quick solution between a few parties. It is also useful where there is weak judicial authority, as in many international situations. Within countries arbitration is mostly voluntary and non-binding.

Lessons learned

  • Water experts often view disputes as factual problems of information and misunderstanding of data. But in practice, disagreements are usually over interests and values rather than facts. Fact finding in such cases is of limited use. This is especially true when the task at hand covers broad IWRM issues rather then specific project-related issues.
  • Dispute panels have been successful (even in very acrimonious situations) where the number of parties is small and the issues tend to be technical. They also offer a useful model for forming dispute clauses in agreements among parties who will be working with each other.



CAWater-Info / Knowledge Base /

English  

SDC НИЦ МКВК IWMI ГВП ЦАК

Начало / Инструментальный ящик / C5.1 Управление конфликтом


C5.1 Управление конфликтом

Характеристики

В этом разделе рассматриваются четыре инструмента, используемых в управлении спором: стремление помочь, посредничество, установление фактов и арбитраж.

Стремление помочь часто используется в ситуациях, в которые вовлечены несколько участников, спорных вопросов и заинтересованных сторон, а сами вопросы не ясны. Беспристрастный человек участвует в подготовке и проведении встреч с разбором проблем, чтобы помочь сторонам в совместной «постановке диагноза», выработке и реализации совместно принятых решений. Стремление помочь лучше всего применять при конфликтах низшего и среднего уровня. В этих случаях этот инструмент можно использовать для определения проблем целей и обеспечения поддержки со стороны личности или организации. Оказание помощи может стать первым шагом в определении процесса разрешения спора.

Посредничество и переговорный процесс на основе интересов. Стороны определяют приемлемого посредника, которому предстоит «направлять» их при разработке процесса и достижения соглашения о взаимно приемлемых решениях. Стороны часто совместно несут затраты на посредничество. Посредник старается создать для сторон обстановку, способствующую обмену информацией, рассмотрению основополагающих проблем и выходу эмоций. Посредничество часто начинается по предложению сторон, не имеющих отношение к конфликту. Это инструмент более официальный, чем стремление помочь, и используется, когда между сторонами имеются какие-либо отношения, пусть даже обостренные. Он пригождается, когда стороны заходят в тупик.

Установление фактов преследует цель внесения ясности и выработки рекомендаций при разночтении данных или значительных разногласиях в ходе использования одного или более посторонних экспертов. Будучи особенно полезным в условиях технического характера, этот инструмент показал свою пригодность в особых обстоятельствах конкретных строительных работ, при рассмотрении таких сложных вопросов, как движение подземных вод и очистка сбросов. Комитеты по рассмотрению споров и специальные комиссии являются особой формой работы по выявлению фактов при условии, что стороны, вовлеченные в конфликт или спор, получают возможность иметь более объективную оценку спора и всех, связанных с ним аспектов, со стороны квалифицированных и признанных экспертов. Методы установления фактов наиболее часто используются на ранних стадиях конфликта, например, прежде чем предъявлять правовой иск или приступать к переговорам. Их применение наиболее уместно в разборе технических или научных споров, когда требуются специальные знания.

В арбитраже стороны представляют на рассмотрение арбитра свои аргументы, который выступает в качестве судьи. Стороны передают функции выработки решения другой независимой стороне, и такой подход несет в себе элемент выработки решений, которые в меньшей степени удовлетворяют стороны, чем посредничество или стремление помочь. При этом в центре внимания спора оказываются претензии или встречные иски. Арбитраж часто используется в деловом мире, или там, где имеется необходимость в быстром достижении решения между несколькими сторонами. Его также полезно применять в случаях со слабыми юридическими полномочиями, как во многих международных ситуациях. Внутри страны он, в основном, добровольный и его решения необязательны.

Извлеченные уроки

  • Водные эксперты часто рассматривают споры как фактографические проблемы, связанные с информацией и разночтениями данных. Но на практике, разногласия обычно связаны в большей степени с интересами и ценностями, чем с фактами. Установление фактов в таких случаях приносит мало пользы. Особенно это касается случаев, когда стоящая задача охватывает широкий круг вопросов ИУВР, а не конкретные проблемы, связанные с каким-либо проектом.
  • Специальные комитеты по рассмотрению споров приносил успех (даже в очень острых ситуациях), при небольшом количестве сторон, вопросы носили скорее технический характер. Они также предлагают вниманию пригодные модели формулирования положений о спорах в соглашениях между теми сторонами, которым предстоит работать друг с другом.






info@icwc-aral.uz