-  

SDC SIC ICWC IWMI GWP CACENA

Home / ToolBox / C4 SOCIAL CHANGE INSTRUMENTS Encouraging a water-oriented society


C4 SOCIAL CHANGE INSTRUMENTS Encouraging a water-oriented society

Changing water practices to achieve IWRM requires changes in the deeply held attitudes of individuals, institutions, professionals and social organisations within civil society. By definition, social change instruments are not neutral, one persons positive change is often seen as destructive by others. Therefore it is important to ask, change from what to what? as well as how can changes take place? The key to encouraging an IWRM oriented civil society lies in the creation of shared visions, through joint diagnosis, joint creation of options, joint implementation, and joint monitoring. This itself requires broad stakeholder participation in water planning and operating decisions, and is another strong tool for encouraging such new civil orientation.

Participatory approaches in IWRM are powerful instruments for social change. At all levels national, regional and local it is often the most deprived social groups that need to be involved in the participatory process (B1.9 and C4.2). However, it should be remembered that participation is costly in terms of time and money, and may postpone important investments. Participation does not do away with conflicts of interest, although is can clarify the real issues and open the door for conflict resolution (C5). Most importantly, participation can marginalise the poor or vulnerable still further if the mechanisms or fora are captured by the wealthy or more articulate, or a narrow advocacy group. Gender and poverty are two of the main causes of social exclusion and should not be overlooked.

Social change can be brought about through instruments that emerge from participatory experiences and offer people the chance both to claim rights and also to take on the consequent responsibilities. Participation needs to be supported by people with well-informed attitudes who can respond to the need for changing patterns of water management. Hence education, training, and awareness raising are important tools for social change.

Tool C4.1 focuses on the role of education curricula in building water knowledge for social change. C4.2 describes techniques for better communication with stakeholders. The level of knowledge in itself is crucial knowledge asymmetry, where one group is much more aware of issues and data than another, breeds lack of trust. Knowledge can empower groups and strengthen good governance (C4.3).


CAWater-Info / Knowledge Base /

English  

SDC НИЦ МКВК IWMI ГВП ЦАК

Начало / Инструментальный ящик / C4 ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН - Содействие усилиям общества, решающего водные проблемы


C4 ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН - Содействие усилиям общества, решающего водные проблемы

Изменение подходов к водной тематике в интересах достижения ИУВР требует, чтобы менялось укоренившееся отношение к воде со стороны отдельных лиц, целых организаций, специалистов и социальных формирований в рамках гражданского общества. По определению, инструменты социальных перемен не носят нейтрального характера; перемены, которые некоторые считают позитивными, по мнению других, являются разрушительными. Поэтому важно задать вопросы: «Что заменяется чем?», а также «Каким образом произойдет изменение?». Главный побудительный импульс поворота гражданского общества лицом к ИУВР формируется общим подходом к оценке ситуации, определению причин имеющихся проблем, а также коллективной выработкой альтернативных решений, их реализацией общими усилиями и совместной организацией мониторинга. Само по себе, это требует широкого участия заинтересованных сторон в водном планировании и процессе принятия/реализации решений и представляет собой еще один действенный инструмент, который привлекает внимание граждан к этой проблеме.

Принципы совместного участия в ИУВР представляют собой мощные инструменты социальных перемен. На всех уровнях – национальном, региональном и местном - именно наиболее обездоленные социальные группы населения необходимо вовлекать в процесс совместного участия (B1.9 и C4.2). Однако следует помнить, что обеспечение участия стоит дорого с точки зрения затраченного времени и денег и может отсрочить вложение значительных инвестиций. Участие не избавляет от конфликтов интересов, хотя и может внести ясность в суть реальных проблем открыть путь к разрешению конфликта (C5). Наиболее существенно то, что сам процесс широкого участия может еще больше изолировать бедных и уязвимых, если у руля этого процесса или на трибунах собраний участников окажутся богатые люди или хорошие ораторы, либо узкая группа единомышленников. Неравенство полов и бедность – это две основные причины социальной изоляции, мимо которых не следует проходить.

Можно вызвать социальные перемены, используя инструменты, которые порождаются опытом участия в названных процессах и дают людям возможность как предъявлять свои права, так и брать на себя обязательства. Процесс совместного участия нуждается в поддержке хорошо информированных людей, которые могут воспринимать необходимость изменения устоявшихся подходов к управлению водой. Следовательно, образование, повышение квалификации кадров и уровня осведомленности являются важными инструментами социальных перемен.

Инструмент, представленный разделом «C4.1», сосредоточен на роли учебных планов в наращивании базы знаний по водной проблематике, связанной с социальными изменениями. Раздел «C4.2» описывает методы улучшения информационного общения между заинтересованными сторонами. Уровень знаний, сам по себе, имеет решающее значение – ситуация, когда одна группа гораздо больше проинформирована о проблеме и обладает большим объемом сведений, чем остальные, служит пищей для роста недоверия. Знание может расширить полномочия групп и укрепить позиции правильного руководства водой (C4.3).





info@icwc-aral.uz