Суры — ояты священного корана о воде, как божьем даре для всех

Считается, что суры Корана* (их 114) передавались пророку Магомету через архангела Жаброила (по-русски Гавриил) или непосредственно Аллахом в течение 23 лет — с 610 по 632 год (год смерти Магомета). Каждая сура состоит из трех и более оятов (стихов).

Самая длинная сура называется Бакара (Корова) и содержит 286 оятов. Всего в Коране 10640 оятов, (правда, некоторые ояты обозначены двумя или даже тремя порядковыми номерами). По хронологии появления суры делятся: на Меккинский период (90 сур) и Мединский период (24 суры).

Начало Мединского периода — 622 год считается началом мусульманского летоисчисления — хиджр (араб.: переезд), именно в этом году Магомет со своими сподвижниками и сторонниками вынужден был оставить Мекку и переехать в Медину, где основал государство халифов. При жизни Магомет не давал согласия на то, чтобы суры-ояты были написаны и собраны в виде отдельной книги. Он сам и его окружение суры или ояты читали наизусть, и это же требовалось от других. Появились специальные чтецы Корана — Кари.

Вскоре после смерти Пророка, первый халиф Абу Бакр, обеспокоенный тем, что ряды чтецов Корана быстро убывают по причине частых войн, отдает указание секретарю или помощнику Магомета Абу-Зайду собрать письменно тексты всех сур и оятов. Так появляется первый вариант Корана (Коран — араб.: чтение), называемый «Страницы Абу-Бакра» (суры-ояты были написаны на верблюжьих шкурах, папирусных бумагах или просто на плоских камнях). После этого работа над текстами не прекращается. По указанию второго халифа, Хазрата Умара, уточненные группой знатоков тексты сур-оятов под началом Абу-Зайда переписываются в виде отдельных страниц и в таком виде Хафсой, женой Магомета (она была дочерью Усмана), лично ставятся на надмогильную плиту в гробнице Пророка.

Последний раз суры-ояты уточняются и редактируются опять тем же Абу-Зайдом и группой по указанию (655 г.) третьего халифа Хазрата Усмана, страницы собираются уже в виде книги. Изготавливаются 4 (или 7) копий Корана и направляются в разные концы халифата с тем, чтобы при чтении сур-оятов не было споров и разночтений. Одновременно халиф отдает указание все другие письменные тексты сур-оятов, в том числе «страницы Абу-Бакра» уничтожить или предать огню. За прошедший почти 14 -вековой период содержание сур-оятов больше не корректировалось и не редактировалось и дошло до нашего времени без изменений.

Суры в Коране размещены не по хронологии и месту их появления, а по признаку — самые длинные суры расположены в начале книги, далее в убывающем порядке по числу оятов.

Примечательно одно обстоятельство. В сурах-оятах, посвященных жизнеописанию пророков известных и неизвестных, — в их ряду Магомет последний, — подчеркивается, что все они являются посланниками Аллаха, каждый из них является звеном единой цепи. Некоторым из них Он даровал священные книги (Моисею — Старый Завет, Иисусу Христу — Новый Завет, Магомету — Коран), содержащие Божьи слова. Каждого из них Аллах выбрал в качестве своего представителя-посланника из числа того или иного народа (племени, рода) с главной задачей — довести слово Божье до своего народа, призвать и направить его на путь истины. Коран становится не только священной книгой верующих, но и Главной книгой зарождающегося нового государства — халифата. В любом человеческом обществе естественно возникают вопросы о собственности. В Коране многократно (точнее, в 132 оятах, входящих в 52 суры (из 114), а в некоторых сурах — в трех, четырех и более оятах) утверждается мысль о том, что небеса, земля и все, что находится в них, на них или между ними, является собственностью Аллаха, и Он один сотворил их. На этом фоне решается и вопрос о собственности на землю. В ояте 7: 125 (7 — порядковый номер суры; 125 — номер оята в суре) сказано следующее: «… Ведь земля принадлежит Аллаху: он дает её в наследие, кому пожелает из своих рабов…». Не обрабатываемая и не используемая земля в Коране названа «мертвой землей». Человек получает землю не просто так, а предварительно делает ее обрабатываемой, для чего её орошает и обустраивает.

Только после этого земля может стать его собственностью. Такие цепочки взаимосвязанных состояний или правовых ситуаций впоследствии изучались исламскими правоведами-факихами и на их основе формулировались законоположения и нормы Шариата — законотворческого направления в Исламе. Так возникла специальная наука — фикх (исламское правоведение).

Вопрос о воде, водопользовании в Коране освещается с иных позиций. На сотворение всего живого на земле благодаря воде указано ещё в Библии (Старом Завете); далее это развито в Коране. Вода для всех и для общего блага — такая основополагающая идея изложена в ряде оятов.

21:31 «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?».

56:67, 68,69 «Видели-ли** вы воду, которую пьете? Разве вы её низвели из облаков, или Мы низвели? Если бы Мы пожелали, Мы бы сделали её горькой, отчего же вы не благодарите?». Поскольку переход земли из категории «мертвой» в категорию «обрабатываемой» обусловлен её орошением и другими мероприятиями (например, защитными), вопросы земли и воды, как правило, рассматриваются во взаимной увязке.

2:164 «Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после её смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, — знамения людям разумным».

Другими словами разумный человек должен понимать и ценить все то, что сотворено и делается Аллахом, в том числе оживление «мертвой земли» атмосферными осадками в виде дождя и т.д. Все это делается во благо для человека, для всех людей без различия — кто он, что он.

14:632 «Аллах — тот, который сотворил небеса и землю, и низвел с небес воду, и вывел ею плоды в ваш удел, и подчинил вам реки, (33), и подчинил вам солнце и луну труждающимися, и подчинил вам ночь и день (34), и дал вам все, что вы просите. И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтете её. Поистине, человек — обидчик, неблагодарный».

Смысл данного оята, особенно, упрек или даже обвинение в адрес человека, становятся понятными в наш просвещенный век, когда человек, имея за плечами в достаточном объеме и опыт, и знания, продолжает вести себя по отношению к природе, особенно к водным ресурсам, мягко говоря, не разумно, расточительно, а иногда и «не по-человечески».

Следующий оят (6:142) своеобразен и содержит конкретные указания: «Он — тот, который произвел сады с подставками и без подставок, пальмы и посевы с различными плодами, и маслину, и гранату, сходные и несходные, вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных».

Выше мы привели несколько оятов, касающихся только вопросов земли и воды, землепользования. Традиционно считается, что в Коране, наряду с религиозными догмами, обрядами и т.д. рассматривается, главным образом, гражданский статус личности — семья, брак, развод, наследство и другие межличностные отношения, морально-этические нормы и поведенческие правила мусульман в повседневной жизни, в быту, по отношению к умме (мусульманской общине), государству.

Как это указывается в ряде оятов (например, 3:187), Коран — это, прежде всего, призыв идти правильной дорогой (хидоят йыли), указанной Аллахом, разъяснение, как достичь ее и как идти по ней, предупреждение для тех, кто выберет неверный путь, об ожидающих его адских мучениях в Судный день… Одновременно и наряду с этим создается некое основание, закрепленное с помощью отдельных кирпичиков, представляющих собой законы, установления, морально-этические нормы, поведенческие правила и т.д., превратившиеся впоследствии в письменные законы Шариата. Когда Ислам оформился в самостоятельную религию все здание веры оказалось на таком фундаменте. Два из множества «кирпичиков», служащих основанием веры, выражают собой отношение ислама к фундаментальным вопросам любого развивающегося общества — к земле и к воде.

— Земля — собственность Аллаха, Он дает её достойным из своих рабов на пользование;

— Вода — священный дар Аллаха всему живому на земле и, прежде всего, человеку, она общая — люди должны пользоваться ею разумно и по справедливости.

Эти фундаментальные идеи, изложенные в целом ряде сур-оятов Корана, впоследствии нашли свое отражение в Хадисах и законах Шариата.

* 16 Коран (перевод Крачковского И.Ю.), Москва, «Маджесс», 1990
**  на узб.язык это слово переведено как «задумывались ли ли»

Глава из книги: ВОДА И ЭТИКА (Раздумья специалиста и человека)
Автор: Абрар Кадыров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*