Также известные как «коренные» или «племенные» жители, аборигены живут на всех континентах, и сохранили прежнюю связь с землей, водой и дикой природой в их потомственных владениях.
Несколько столетий назад народ Сан или бушмены были единственными жителями полуаридной пустыни Калахари (Южная Африка). Они были полукочевыми охотниками-собирателями, которые жили в семейных группах на территориальных зонах, называемых «N!ore»1, и переселялись только тогда, когда пересыхал их источник воды. Они изобретали средства доступа к воде и ее охраны без истощения ее ограниченных запасов, а когда не хватало пищи, помогали друг другу путем совместного использования своих «N!ore» с другими племенами Сан.
Когда появились новые поселенцы со скотом, слабое равновесие, которое они установили, было нарушено. Новые поселенцы внедрили новые технологии, такие, как водозаборные скважины, откачивающие массы воды глубоко из-под земли. Все возрастающие стада скота истощили водные и продовольственные ресурсы. В конечном итоге, народ Сан был лишен своих земель: бушменам, названным кочевниками, не были выделены никакие земли или рабочие места.
На встрече с тремя представителями, наиболее свободно владеющими древним языком «N/u», политические лидеры Объединения племен Сан ‡Khomani1 обратились к старейшинам за помощью в притязании и восстановлении прав на свои земли. Старейшины определили три самых важных ресурса их древней культуры на юге Калахари (Южная Африка): вода, земля и истина. Вода и доступ к воде является ключевой переменной в защите, завоевании и колонизации юга Калахари.
На Фиджи коренные жители долгое время сочетали обряды рождения и смерти с разумным управлением воды.
Племя Кианг живет в долинах реки Миньцзина — главного рукава реки Янцзы в Китае. Этот регион, являющийся важным ввиду расположенных здесь горных лесов, пострадал от крупномасштабной вырубки лесов за последние четыре десятилетия, которая привела к эрозии и опустыниванию. Проект по восстановлению природы данного бассейна реки интегрировал племя Кианг и его способы лесопользования с учетом его главного источника дохода, культивирования растений для изготовления лекарственных средств. Уступы гор были засажены деревьями: горизонтальные полосы первичных растений чередовались полосами саженцев деревьев. Таким образом, сохраняются местные биологические виды, также как и предотвращается эрозия почв, сохраняются местные традиции, местные доходы, в проект охраны природы вовлекается и поощряется племя Кианг.
Как говорит племя Карен, живущее в Северном Таиланде, «если вы кормитесь за счет леса, вы должны его охранять, и если вы пьете из реки, вы должны ее беречь». Его стратегия землепользования основана на поддерживании четырех категорий земель, которые различаются их использованием, местонахождением и формой собственности: рисовые поля, переложное земледелие, общий лес и водосборный лес. Поля возделываются в течение одного или двух сезонов, пока не будут снова отведены под пар. Возделывание земельных участков чередуется каждые 7-10 лет. Племя Карен удерживает, таким образом, высокий уровень биологического разнообразия: даже незасеянные участки используются для получения лекарственных растений, продовольствия в виде грибов, клубней и ростков.
1 В большинстве языков народа Сан используются внеалфавитные знаки для обозначения щелкающих звуков, которые широко распространены и четко выражены. Фонетический инвентарь языка Сан в самом деле очень богат, что используются уже все другие символы латинского алфавита. «N/u» имеет 145 разных фонем, что в три раза больше, чем в стандартном английском языке. Многие из используемых знаков происходят от алфавита Международной фонетической ассоциации.
!=(после)альвеолярный звук-щелчок; ‡ небно-альвеолярный звук-щелчок.
Источник информации:
World Water Development Report ‘Water for People, Water for Life’
the International Year of Freshwater 2003 website
the website Local and Indigenous Knowledge Systems
Источник: UNESCO Water Portal, август 2005 г.