ВОДА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ
Общеизвестно, что вода – один из самых древних и универсальных религиозных символов. Во все времена и в разных концах Земного шара люди наделяли воду множеством сакральных смыслов. Это было связано и с важностью воды в их жизни, и с уникальными физическими свойствами водной субстанции, и с символическими образами, которые вызывал в человеке вид водной стихии. Вода растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает.
Вода – это жизнь, и в то же время – символ разрушения и смерти. Она — образ иррационального и неуправляемого, но также чистоты, обновления и защиты. Неудивительно, что практически во всех религиозных обрядах мира воде отводилась и отводится важнейшая роль. Точнее – одна из двух основных ролей: «священных вод» и «святой воды»…
СВЯЩЕННЫЕ ВОДЫ
С глубокой древности люди обожествляли водные объекты, рядом с которыми протекала их жизнь. Подземные источники, водопады, реки, озёра, моря и, конечно, океаны персонифицировались в более или менее грозных богов и богинь, которых необходимо было задабривать. Вода была, прежде всего, объектом поклонения и поводом для религиозных торжеств.
В Древнем Египте разлив Нила назывался приходом Хапи – бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Жрецы с большой точностью рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, ожидая разлива. Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, расплывались, уходили на север, а за ними шли новые и новые массы воды. В день разлива Великого Нила египтяне приносили жертвы богу Хапи. В реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров.
В Древней Греции Посейдон – бог морей — почитался одним из верховных богов. В его честь возводились храмы и устраивались пышные религиозные процессии. Но был распространён и культ поклонения рекам. Например, огульное пересечение свободного тока воды считалось кощунственным насилием над обитавшим в источнике божеством. Древнегреческая армия могла перейти реку только после совершения определённых жертвоприношений. А путешественники не переступали даже мелкую речушку или ручей, предварительно не произнеся молитвы и не омыв руки в их водах. К рекам обращались с молитвами не только о плодородии земли, но и о даровании детей. Не случайно многие греческие имена были производными от названий рек. Например, имя известного афинского скульптора Кефисодота дословно означало «дар реки Кефис». Когда древнегреческие юноши проходили обряд инициации и обрезали свои длинные волосы, то обычно их посвящали в мужчин в местной реке.
Древние римляне также видели в родниках и реках либо богов, либо их обиталища. Но особенность древнеримской мифологии в том, что в основе каждого её культа лежит исходный образ-понятие. В культе воды этим образом-понятием была энергия, с которой вода, подчиняясь неведомой силе, устремляется из тьмы на белый свет. Поэтому, когда ежегодно 13 октября в Древнем Риме отмечался праздник фонтаналий, посвящённый главному богу источников Фонту, чествовали дарами и украшали цветочными гирляндами одинаково и природные источники, и городские фонтаны, и колодцы, и водопроводные трубы, и уличные колонки… Ведь они тоже извергали священные воды и были обиталищем богов!
«Священные воды» имеют ещё одну ипостась – первобытной материи, правещества, из которого рождается всё сущее, и куда оно должно вернуться. Так в Индии до недавнего прошлого родившегося младенца в течение первых дней молоком не кормили, а поили водой с мёдом. Считалось, что ребёнок ещё принадлежит водной стихии.
СВЯТАЯ ВОДА
Другая роль воды в религиозных обрядах связана с представлением о ней как о символически очищающей материи. В этом случае водная среда из объекта культа превращается в средство приобщения верующих к сакральным святыням. Священные омовения, которые символизируют омовение души от грехов, предписывались Моисеем, Зороастром и Мухаммедом.
Один из главных обрядов иудаизма – ритуал омовения.
Раввины предписывают верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершать погружение в микву, предваряя затем каждую молитву омовением рук. Миква (в переводе с иврита – «скопление вод») — бассейн для ритуального очищения. Согласно этому же закону, только «живая» вода – т.е. вода естественного природного происхождения – способна принести духовное очищение. Но на практике окунуться в речку или озеро возможно далеко не всегда. Поэтому в домах миква строилась и строится так, чтобы её основной бассейн соединялся с небольшим резервуаром на улице, который заполняется дождевой водой. Водопроводная и дождевая вода соединяются, благодаря чему вся вода получает статус «живой». В еврейской системе ценностей микве придается первоочередное значение. Если община стоит перед выбором, строить микву или синагогу, предпочтение отдается микве. Если миквы в общине нет, предписывается продать даже последний свиток Торы, но микву все-таки построить.
По-видимому, от омовений, принятых в Ветхом Завете, произошёл обряд крещения в христианстве. Слово «крещение» — славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение в воду»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн. В дальнейшем понятие крещения расширилось. Окунаясь в святые воды во имя Христа, человек не просто «смывал» с себя грехи. Он символически умирал для старой жизни, возрождаясь к новой.
Употребление специально освящённой воды в христианстве восходит ко 2 в. н.э. Первоначально она использовалась для окропления во время воскресной литургии, а позднее — едва ли не во всех обрядах освящения.
В римско-католической Церкви при входе в каждый костёл имеется чаша с освящённою водою. Заходя в храм и выходя после службы, верующие погружают пальцы в святую влагу перед тем, как сотворить крестное знамение. Куртуазные кавалеры времён Средневековья и Возрождения пользовались этим, чтобы оказаться у чаши первыми и поднести горсть святой воды своей даме сердца. Такое ухаживание и касание рук не считалось предосудительным. Наряду с обыкновенной святой водой, в католической церкви важна вода, освящаемая в определённые праздничные дни — «аква Бенедикта», которую верующие берут с собой в дом, чтобы наполнить маленькие котелки у дверного порога. Она служит для сотворения знака креста при входе в жилище и обрызгивания каплями святой воды помещения. Существует также особая «григорианская» вода (в ее состав входят соль, пепел и вино), которую употребляют для освящения храмов.
Что касается православия, то здесь, среди «водных» обрядов, безусловно, самым любимым в народе является Великое водосвятие. В отличие от малого водосвятия, которое может происходить в церкви в любое время, Великое водосвятие совершается раз в год, 18 января по новому стилю, в канун православного праздника Крещения. С благословения церковного пастыря прихожане устраивают на ближайшем водоёме «Иордань» — вырубают прорубь в виде креста. Вырубленный ледяной крест ставят рядом с прорубью. Иногда его заменяют деревянным. Затем происходит «ход на Иордань» — торжественная процессия притча и прихожан для водосвятия. Священнослужитель, совершающий обряд, троекратно погружает крест в воду при соответствующих молитвах и пении. Этим он призывает на воду Божье благословение. После освящения воды многие верующие окунаются в прорубь, а те, кто не отважился, стараются хотя бы умыться.
Святая вода и связанные с ней таинства уверенно остаются элементом нашей повседневности. А вот образ «священных вод» с развитием цивилизации всё больше уходит в прошлое, вдохновляя разве что художников и поэтов. Впрочем, когда нам сегодня хочется «на счастье» бросить монетку в водоём, знайте – это включается наша генная память, побуждающая приносить жертвы великому и вечному духу Воды…